«Баян». В. Васнецов |
Картина «Баян» принадлежит к числу самых известных работ выдающегося русского художника В. Васнецова.
В этой статье представлено сочинение по картине «Баян» Васнецова: описание картины и ее анализ.
Сочинение по картине «Баян» Васнецова
Эскиз к картине «Баян» был исполнен Васнецовым в 1880 г., а сама картина была завершена 30 лет спустя — в 1910 г.
Картина «Баян» выполнена маслом на холсте. Размер картины составляет 303 x 408 см (то есть около 3 х 4 метра!). В настоящее время картрина «Баян» находится в «Русском музее» в Санкт-Петербурге.
Описание картины «Баян» из книги «Русские художники. Монографии»:
«Картина «Баян» является последним заметным вкладом Васнецова в русское искусство. «Баян» был закончен с большим запозданием, что и отразилось на качестве исполнения картины. <…>
«Баян» — красивая по типам, композиции и живописной тональности картина. Еще в 1899 году Васнецов встретился с темой тризны на холме, когда иллюстрировал «Песнь о вещем Олеге». Теперь он по-иному и более удачно разрешил композиционную задачу, расположив фигуры воинов по холму. <…>
Над всей группой сидящих на вершине холма как бы звучит древняя легенда. Она живет в пейзаже картины, в могучих светлосерых клубящихся облаках, несущихся над синими далями реки и дремлющими дальними грядами холмов. Все это выразительно говорит о творческом прозрении художника в глубь веков, в «преданья старины глубокой». <…>
Правда, в картине заметны некоторые повторения, если так можно сказать, «самозаимствования». Одежды княжича-отрока, Баяна и украшения на них напоминают костюмы к «Снегурочке». Доспехи дружины перешли с картины «После побоища» и «Богатырей». Некоторые фигуры и головы имеют общее со стенописью Владимирского собора.
Несколько искусственны жесты и неубедительна поза Баяна и выражение его лица. <…>
В картине ему приданы черты вещателя, выражение исступленности. Реалистическое чутье изменило художнику.
Не удался художнику и княжич. Исчезла былая васнецовская убедительность образов. Неудачны две фигуры воинов на переднем плане, неприятны детали, получившие натуралистический характер (подошвы сапог воинов в центре на первом плане). Мешают цельности впечатления излюбленные Васнецовым, но ненужные здесь несколько стилизованные ромашки.
Перерыв между эскизом и картиной в тридцать лет не пошел ей на пользу. Сказывались возраст художника и непреодоленное влияние модерна. В картине есть что- то нарочито искусственное, местами вычурное.
Когда такие перемены произошли в картине, сказать нельзя; видели ли Горький и Стасов то же самое, что мы, — остается пока неизвестным. И все же много еще было сил у художника, еще полон он был бодрости, если мог закончить такую сложную большую картину.»
(Моргунов Н. , Моргунова-Рудницкая Н. — Васнецов Виктор Михайлович ( Русские художники. Монографии) — 1962 г.)
Описание картины «Баян» на сайте Русского музея:
««Баян» — одно из последних значительных произведений художника, завершающее былинную тему в его творчестве. Первый эскиз картины был сделан в 1880 году, но работа над ней была отложена из-за того, что художник в это время писал «Богатырей».
Баян — имя певца из «Слова о полку Игореве», однако художник не связывает своего героя с персонажем конкретного произведения и создает собирательный образ былинного певца. В картине звучит тема единения певца и дружины, их духовной связи. Обобщенность образов соответствует монументальности и строгой лапидарности композиции.
Решение пейзажа носит эпический характер. Панорамность широких российских просторов воспринимается как собирательный образ родной природы и звучит символически.»
(источник: страница о картине «Баян» на сайте Русского музея)
Писатель М. Горький о картине «Баян»:
«Для меня театр, Васнецов и сумасшедшая семья Книппер — дали ужасно много радости… Васнецов — кланяется Вам. Все больше я люблю и уважаю этого огромного поэта. Его Баян — грандиозная вещь. А сколько у него еще живых, красивых, мощных сюжетов для картин! Желаю ему бессмертия!»
(Горький — Чехову, октябрь 1900 г.)
Это были материалы для сочинения по картине «Баян» Васнецова: описание картины и ее анализ.