«Золотая осень» (1895 г.). И. И. Левитан |
Исаак Ильич Левитан — выдающийся русский художник-пейзажист, создавший за свою короткую жизнь множество гениальных произведений.
Ниже представлено сочинение по картине «Золотая осень» Левитана: описание картины, история ее создания, отзывы о произведении.
Сочинение по картине «Золотая осень» Левитана
Художник Исаак Ильич Левитан создавал свои картины на рубеже XIX-XX столетий. Уже при жизни он получил признание и заслужил глубокую любовь своих современников.
Левитан был искренне влюблен в русскую природу. Он обладал редчайшей способностью передавать все характерные черты природы средней полосы России. Его страстная влюбленность в русскую природу помогала ему создавать произведения большой силы и обаяния.
Исаак Левитан создал много картин, посвященных русской осени. Все месте они образуют уникальную галерею осенних пейзажей.
«Золотая осень» — одна из самых известных картин Левитана на тему осени. Это полотно было завершено в 1895 г. и в настоящий момент хранится в Государственной Третьяковской Галерее. Картина выполнена масляными красками на холсте размером 82 х 126 см.
На картине «Золотая осень» изображен деревенский осенний пейзаж.
На переднем плане в правой части картины открывается небольшая речка с ее золотистыми берегами. Речка уходит в глубину картины и круто поворачивает налево. В левой части картины крупным планом изображены две березы с тонкими голыми стволами.
В центре картины внимание зрителей привлекает одинокая береза с ярко-золотой кроной, стоящая на правом берегу реки. Слева от нее располагается березовая роща.
За рощей вдали виднеется сочное, ярко-зеленое поле и крестьянские постройки с темно-коричневыми крышами. За деревней мы снова видим пышный лес с желтыми и зелеными кронами.
Основными цветами на полотне являются желтый, зеленый и синий. Сине-голубые тона неба и речки выступают на контрасте с оранжево-желтой листвой и зеленью поля.
Композиция картины «Золотая осень» отличается чувством ритма и музыкальной выразительностью. Элементы картины размещены в своем особом порядке и количестве, например, березки на переднем и дальнем планах. Все это придает особую прелесть и очарование картине.
Вообще Исаак Левитан трепетно любил русскую осень и ее осенние пейзажи:
«…осень для него пора бодрости, прилива сил, буйства красок и больших надежд.В двух картинах, носящих одно название «Золотая осень», Левитан передал все, что накопил, живя возле реки и озера, когда постепенно на его глазах листья берез, кленов, осин озарялись красками своего заката.» (С. Пророкова, книга «Левитан»)
Интересно, что Левитан не был полностью доволен своей картиной. Он говорил про «Золотую осень», что она «грубая» (год спустя художник написал другую картину с тем же названием).
«Золотая осень» Левитана несет в себе нотки нежной грусти и печали о прошедшем лете. Но при этом вселяет надежду, что снова настанет весна и природа оживет. Картина наполняет нас бодростью и желанием жить.
Приведем описание картины «Золотая осень» из книги С. С. Вермеля «И. И. Левитан и его творчество»:
«…«Золотая осень». Сколько нежной грусти в этих березах, как золотом, усыпанных пожелтевшими листьями, как печально говорят они о том, что «как ни хороши, как ни свежи розы», а все ж они должны завянуть и погибнуть, что все молодое старится, а все старое гибнет и умирает. Но вы чувствуете вместе с тем, что опадут и эти листья, холод и снег покроют деревья, но придет весна, опять зазеленеют они и опять будут глядеться в зеркальную поверхность ручейка… Грустно, но небезнадежно, не безотрадно… Недаром Левитан почти не писал зимних пейзажей. Зима — этот символ смерти и застоя— не находила сочувствия в его сердце.» («И. И. Левитан и его творчество», автор С. С. Вермель, 1902 г.)
Не менее интересно описание картины «Золотая осень» из книги В. Петрова «Исаак Левитан»:
«Ощущение жизненной полноты, свежести чувств в солнечный осенний день создается во многом благодаря «бурлению» краски в изображении червонного золота листвы и смелому, энергичному письму синего неба, яркой зелени озимей и темной сини реки, на фоне которой вспыхивают покрасневшие листья боярышника. По своей повышенной чувственной напряженности и сгущенности в восприятии природы эта картина представляется даже не вполне «левитановской», ибо подобный типа мироощущения был характерен для несколько более молодых мастеров — пейзажиста Станислава Жуковского и писателя Ивана Бунина.» (В. Петров, «Исаак Левитан», изд-во «Белый город», 2000 г.)
Приведем еще одно описание картины «Золотая осень» — из книги «Русское изобразительное искусство»:
«Будучи мастером пленерной живописи*, Левитан в полотне «Золотая осень» обратился к иной, декоративно-уплощенной форме. Цвета в произведении даны обнаженно — художник стремился полнее выявить то острое неожиданное чувство, которое осенние «багрец и золото» вызывают в человеке.» (И. И. Пикулев, «Русское изобразительное искусство», 1977 г.)
(*пленерная живопись — живописная техника, при которой правдиво отражаются богатые краски природы)
Эксперты Третьяковской Галереи так описывают картину «Золотая осень»:
«Это произведение соединяет в себе непосредственность натурного наблюдения с поисками обновленного пластического решения. Вполне традиционная живописная манера сочетается здесь со свободной, почти импрессионистической трактовкой отдельных деталей. При этом цвет не растворяется в свете, как в классическом импрессионизме, а сохраняет интенсивность, что вместе с пастозным экспрессивным мазком усиливает эмоциональную выразительность полотна.» (сайт Третьяковской Галереи, страница «Золотая осень» И. Левитана)
Это было сочинение по картине «Золотая осень» Левитана: описание картины, история ее создания, отзывы о произведении.