Драматические произведения Пушкина: критика, анализ пьес

Драматические произведения Пушкина: критика, анализ пьес
«Борис Годунов».
Иллюстрация
Б. Зворыкина

Великий русский поэт и прозаик А. С. Пушкин также является автором нескольких замечательных драматических произведений.

В этой статье представлены материалы о драматических произведениях Пушкина: критика, анализ пьес.

 

 

Драматические произведения Пушкина

(С. М. Бонди, вступительная статья к книге «Пушкин А. С. Драматические произведения», 1943 г.)

Пьесы Пушкина в его творчестве занимают особое место. С одной стороны, они входят в общий ряд его чисто литературных, поэтических произведений; некоторые из них отмечают особый этап в его поэтическом развитии. С другой стороны, они выходят за пределы чистой литературы и относятся к другому искусству — к искусству театра. Пушкин все свои пьесы писал с расчетом не на чтение их в книге, а на представление в театре. Игра актеров, декорации, зрелище, музыка — все это входило в художественный замысел Пушкина, когда он создавал свои драмы.

Пушкин с детства интересовался театром и пробовал писать для него. Маленьким мальчиком он, как рассказывает его сестра Ольга Сергеевна, сочинял французские комедийки и разыгрывал из перед «публикой», состоявшей из одной его сестры. Эти пьески, конечно, не дошли до нас. Позже, в Лицее, Пушкин писал пьесы уже на русском языке. Мы знаем названия двух из них: «Так водится в свете» и «Философ», но и они не сохранились, так как были уничтожены автором.

Первым законченным и изданным самим Пушкиным драматическим произведением была трагедия «Борис Годунов» (1825), но сохранились наброски и планы более ранних пьес Пушкина, которые имеют большое значение для понимания эволюции пушкинской драматургии. Это отрывки и планы двух пьес, трагедии и комедии, относящиеся к самому началу 1820-х годов. Пушкин в это время жил в ссылке в Кишиневе, находился в дружеских отношениях с декабристами, с волнением следил за ходом греческого восстания и был полон революционного пыла и надежды на скорое уничтожение крепостного права.

Все творчество Пушкина этого периода (1820-1824) отмечено резкими чертами романтизма и явным влиянием Байрона. Пушкин создает одну за другой свои южные поэмы: «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники», «Цыганы» и ряд лирических романтических стихотворений.

В основе пушкинского романтизма лежит горячее стремление к свободе, как личной, для отдельного человека, так и политической, для всего народа.

К окружающей действительности… романтик Пушкин относился резко отрицательно… В свое творчество он сознательно не включает обычную, «прозаическую» жизнь, стремясь к изображению «высоких» предметов: необыкновенно богатой южной природы, необыкновенных героев с могучими страстями… <…>

Наряду с этим косвенным, чисто литературным выражением своих вольнолюбивых настроений Пушкин в это время, несомненно под влиянием своих друзей декабристов, обдумывал и произведения, имеющие прямое политическое значение… Для этой цели он думал использовать театр…

Пушкин начал писать трагедию о «самовластии» и комедию о крепостном праве. Темой первой из них он взял легендарное свидетельтво русских летописей о неудачном восстании новгородцев во главе с Вадимом против князя-варяга Рюрика. Судя по сохранившемуся плану трагедии… это должна была быть трагедия в стихах в классическом духе, без особенной заботы об исторической и бытовой истинности, без особого углубления в психологию действующих лиц, но зато полная горячих революционных монологов, политических споров, с изображением на сцене бунта новгородцев, с намеками на политическую современность. Для такой задачи почти агитационного характера вполне пригодна была выбранная Пушкиным форма традиционной классической трагедии вольтеровского типа, с несколько схематическим действием, эффектными сценами, блестящими монологами действующих лиц.

Одновременно с трагедией о Вадиме Пушкин набрасывал бытовую комедию о крепостном праве. Герой ее, молодой человек, страстный игрок, проиграв все свое состояние, ставит на карту своего крепостного дядьку — и проигрывает его. <…>

Пушкин не завершил ни того, ни другого замысле, но они интересны как первый известный нам этап его драматургического творчества. Здесь театр привлекается для решения политических и социальных задач, причем сцена используется как трибуна, в целях прямой политической агитации.

Действительность скоро обманула вольнолюбивые надежды Пушкина… Пушкин… все больше стал убеждаться, что… революционного пыла кучки военных заговорщиков недостаточно для успеха восстания… Становясь старше, мудрее, Пушкин видел, что… все дело в народе, в его настроении. <…>

И Пушкин в своем творчестве переходит к… внимательному изучению народа, истории, реальной окружающей жизни. …Он в своих новых реалистических произведениях развертывает перед русскими читателями верную и художественную картину русской простой природы, русской жизни…

 

 

В самом начале этого нового, реалистического периода своего творчества Пушкин снова обращается к театру, но уже с совершенно иными требованиями. Он пишет трагедию «Борис Годунов». Основная тема остается та же — тема революции, народного восстания, но теперь Пушкин хочет в своей новой трагедии развернуть точную историческую картину народного восстания в начале XVII века. Он хочет глубоко проникнуть в изображаемую эпоху, верно, правдиво передать ее дух… <…> Поэтому-то Пушкин и выбрал драматическую форму для своего замысла: в ней отсутствует автор, он не рассказывает о событиях и не оценивает их, а сами события протекают перед зрителем, действующие лица сами говорят и действуют.

В «Борисе Годунове» Пушкин создал первую русскую подлинно реалистическую историческую драму, театральное произведение. В то же время эта пьеса сыграла крупнейшую роль в установлении реализма в нашей литературе. Рядом с «Евгением Онегиным», впервые давшим правдивый образ русской современной жизни… в «Борисе Годунове» столь же правдиво показано русское прошлое.

Пушкину не удалось увидеть на сцене своего «Бориса Годунова». Николай I, только что разгромивший декабрьское восстание, запретил даже печатание пушкинской драмы, и только через шесть лет после ее написания Пушкину удалось выпустить ее в свет. Наступившая реакция николаевского царствования лишила Пушкина возможности разрабатывать для театра широкие политические и социальные темы. Он в своей драматургии перешел к углублению личной темы, к изучению человеческих характеров, общечеловеческих страстей.

В промежуток между 1826 и 1830 годами Пушкин задумал написать целый ряд драматических этюдов, «маленьких трагедий», где должны были разрабатываться глубокие психологические проблемы, где человеческая душа должна была раскрываться во всех ее трагических противоречиях. Сюжеты для этих психологических опытов Пушкин широко черпал из мировой истории, из легенд… Сохранился составленный Пушкиным список заглавий задуманных им десяти «маленьких трагедий»: тут и традиционные в мировой литературе образы скупца и Дон-Жуана, и трагедия о зависти («Моцарт и Сальери»), и древнеримская легенда о братоубийстве из честолюбия («Ромул и Рем»), и эпизод из Евангелия («Иисус Христос»), и драма об убийстве самодержца (Павел I), и трагедия политического эмигранта, вынужденного сражаться против своей родины («Курбский»), и т.д.

Из этого списка Пушкин осуществил всего три пьесы: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери» и «Каменный гость» (то есть «Дон Жуан»). К этим «маленьким трагедиям» он присоединил еще одну — «Пир во время чумы». Осенью 1830 года… Пушкин доработал эти четыре драмы, представляющие собой по глубине психологии, по драматургическому мастерству, по художественности стиха новый шаг по сравнению с «Борисом Годуновым». К этому циклу «маленьких трагедий» близко примыкает тогжа же задуманная, но оставшаяся недоконченной народная драма «Русалка».

В последние годы жизни Пушкин снова начинает включать в свое творчество широкие социальные и исторические проблемы. Снова его захватывает тема революции, бунта, народного восстания: он пишет «Дубровского», «Капитанскую дочку»… Его все более интересует в истории народов роль отдельных общественных классов и их борьба. Эти проблемы находят свое выражение в последнем, незавершенном этапе пушкинской драматургии.

В 1834-1835 годах он задумывает одну за другой большие исторические драмы в прозе из западноевропейской средневековой жизни. Во всех них он стремиться изобразить борьбу буржуазии с феодализмом. То изображается выдвижение талантливого представителя низшего класса в феодальном обществе (замысел драмы о незнатной девушке Иоанне, овладевшей всей средневековой ученостью и ставшей в конце концов римским папой; план драмы о сыне палача, добивающемся своей доблестью рыцарского звания и руки знатной девушки), то непосредственно рисуется восстание крестьян и буржуазии против рыцарей-феодалов и поражение рыцарей. Этой последней теме посвящена пьеса, условно названная первыми ее издателями «Сцены из рыцарских времен» (у Пушкина в рукописи она никак не озаглавлена). Эта драма была написана им приблизительно до половины, между тем как две другие только начаты.

Смерть помешала Пушкину докончить эту интереснейшую драму о крестьянском восстании.

Пьесы Пушкина, будучи высокохудожественными литературными произведениями, представляют в то же время большой интерес как произведения театральные. Целый ряд особенностей делает их крайне трудными для исполнения. Прежде всего — необычайная краткость, лаконичность их текста. Пушкин не любит, как другие драматурги, подробно развивать в речах действующих лиц ту или иную ситуацию или определенное переживание.

Действие у него идет все время быстрыми переходами, переломами, и актерам крайне трудно создать нужное художественное впечатление на таком лаконичном материале. С другой стороны, пьесы Пушкина требуют очень внимательного и художественно восприимчивого зрителя, так как ход их обычно построен не на занимательной интриге, не на неожиданных театральных эффектах, а ведется более тонкими приемами.

Пушкин применяет: контрастное чередование сцен, художественное сопоставление сцен массовых с индивидуальными, спокойных и медленных — с оживленными, трагических — с комическими; он художественно использует моменты театрального зрелища: в «Борисе Годунове» — сцены битвы, шествия под музыку, в «Пире во время чумы» — появление на сцене телеги, наполненной мертвецами, в «Каменном госте» — оживление статуи, в «Скупом рыцаре» — зрелище подвала с шестью раскрытыми сундуками, наполненными золотом и освещенными колеблющимся светом свечей; наконец, в пьесах Пушкина широко применяется музыка как средство непосредственного воздействия на зрителей (в «Моцарте и Сальери»).

Пьесы Пушкина трудны для исполнителей; пушкинская драматургия до сих пор еще не вошла по-настоящему в репертуар наших театров, но надо думать, что все же настанет время, когда театр найдет к ней дорогу, и драмы Пушкина наряду со своей славной жизнью в литературе заживут новой, полноценной театральной жизнью.

(С. М. Бонди, вступительная статья к книге «Пушкин А. С. Драматические произведения», 1943 г.)


Это были материалы о драматических произведениях А. С. Пушкина: критика, анализ пьес.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий