Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума», образ Москвы

Фамусовская Москва в комедии "Горе от ума", образ Москвы
Герои «Горе от ума».
Художник Т. Александрова

Фамусовская Москва является одним из центральных образов в комедии «Горе от ума».
В этой статье представлено описание фамусовской Москвы в комедии «Горе от ума», анализ образа Москвы, материалы для сочинения по пьесе.


Краткое содержание комедии
— Все материалы по комедии «Горе от ума»

 

 

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» Грибоедова

«… большая часть лиц комедии «Горе от ума» … портреты москвичей, известных тому, кто жил в Москве в эту эпоху; начиная с Фамусова, тщеславного и беспечного барина, и до княжен, говорящих несколько слов на бале, этих княжен было шесть, имели они обыкновение сидеть к окошка в большом длинном доме и слыли в Москве: «что окошко, то лепешка». <…>

… Хлестова была представительница тогдашнего общества, крутая и бранчивая* [*сварливая] барыня, которую все боялись, она умела держать молодежь в границах…; называли также и Молчалина, лицо по положению страдательное, но мастерки созданный характер, и в то же время самая неблагодарная роль в пьесе, низкий ползун и прислужник, подобные люди часто встречаются в свете, число Молчалиных чрезвычайно ныне размножилось. Не перевелись у нас также и Загорецкие…
Приезжал в Москву после кампании и подобный полковник, как Скалозуб, повествовавший басом о своих подвигах формах в гостиных, который слыл всеобщим женихом, выделывал злодейские фигуры в мазурке и предусмотрительные матушки носили его на руках.

Репетилов, один из пустейших людей, посетитель ревностный английского клуба, сочлен разгульной беседы и литературных прений, которые действительно тогда происходили в кругу его приятелей, человек беспечный, тяготящийся свои положение… <…>

Грибоедов писал свое «Горе от ума» не спроста, а с натуры.»

(П. Н. Арапов о «Горе от ума», опубликовано в книге Н. Д. Мизко «»Горе от ума» на провинциальной сцене», Воронеж, 1870 г.)

 

«Вся толпа гостей Фамусова рабски копирует обычаи, повадки и наряды французских модисток и безродных заезжих проходимцев, разжившихся на русских хлебах. Все они изъясняются на «смеси французского с нижегородским» и немеют от восторга при виде любого заезжего «французика из Бордо». Устами Чацкого Грибоедов с величайшей страстью разоблачил это недостойное раболепие перед чужим и презрение к своему.»  (В. Н. Орлов, послесловие к «Горе от ума», Москва, «Детгиз», 1949 г.)

«…Грибоедов гениально изобразил бытовую фамусовскую Москву. В «Горе от ума» воссоздана … Москва, социальная, барская, крепостническая, воинствующая и нисколько не комическая.

Именно эта Москва, с ее особой моралью, с ее воспитательной системой, с ее житейскими идеалами, духовно искалечила Софью Павловну. Ее отец, Павел Афанасьевич Фамусов,— яркий образец барской крепостнической Москвы, вырастающий до уровня предводителя большой и властной социальной группы. <…>

«Горе от ума» … реалистическая бытовая пьеса. Жизнь большого барского дома в Москве … изображена с удивительной полнотой и правдивостью.

И не только бытовая жизнь одного барского особняка воссоздана в «Горе от ума»; …в картине московского бала, драматург постепенно воспроизводит перед нами всю жизнь московского барства: воспитание дворянской молодежи, московские «обеды, ужины и танцы», деловую жизнь — штатскую и военную, французоманию, напускной либерализм, скудость и пустоту интересов.

Историко-познавательное значение «Горя от ума» огромно; историку оно может служить источником для изучения жизни московского барства…»

(«А. С. Грибоедов. «Горе от ума»» под ред. Н. К. Пиксанова, серия «Литературные Памятник», изд-во «Наука», М. 1969 г.)

Это было описание фамусовской Москвы в комедии «Горе от ума», анализ образа Москвы в пьесе, материалы для сочинения.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий