Характеристика Аркадиной в пьесе «Чайка» Чехова, образ, описание

Характеристика Аркадиной в пьесе "Чайка" Чехова, образ, описание
Женский портрет.
Художник К. Е. Маковский

Господина Аркадина является одной из центральных героинь знаменитой пьесы «Чайка» А. П. Чехова.

В этой статье представлена цитатная характеристика Аркадиной в пьесе «Чайка» Чехова: образ, описание героини в цитатах.

Все материалы по пьесе «Чайка»
Все материалы по творчеству Чехова

 

 

 

Аркадина в пьесе «Чайка» Чехова

Госпожа Ирина Николаевна Аркадина является известной актрисой:

«Ирина Николаевна Аркадина, по мужу Треплева, актриса.»

«…бывает жаль, что у меня мать известная актриса…» (Константин о матери)

«Отказать Ирине Николаевне, знаменитой артистке!» (Нина Заречная)

Актриса Аркадина вращается в кругу знаменитостей, артистов и писателей:

«…бывало, у нее сидят в гостях сплошь всё знаменитости, артисты и писатели, и между ними только один я – ничто…»

Возраст героини — 43 года:

«Когда меня нет, ей только тридцать два года, при мне же сорок три…» (Константин)

«Станем рядом. Вам двадцать два года, а мне почти вдвое.» (Аркадина о себе и Нине)

У Аркадиной есть единственный сын — 25-летний начинающий писатель Константин Треплев:

«Константин Гаврилович Треплев, ее сын, молодой человек.»

«…мне уже двадцать пять лет…»

Госпожа Аркадина была замужем за киевским мещанином, тоже известным актером. От этого брака у супругов родился сын Константин. Судя по всему, муж героини умер:

«…а по паспорту я – киевский мещанин. Мой отец ведь киевский мещанин, хотя тоже был известным актером.»

У Аркадиной есть брат, господин Сорин, отставной чиновник, живущий в своем имении. В этом имении гостит сама Аркадина, также здесь живет ее сын Константин:

«Петр Николаевич Сорин, ее брат.»

«Действие происходит в усадьбе Сорина.»

Госпожа Аркадина является доброй, великодушной, благородной женщиной, по мнению ее брата Сорина:

«Ты великодушная, благородная женщина.» (Сорин)

«Ты добрая, милая… Я тебя уважаю…» (Сорин)

Аркадина — талантливая, умная, добрая женщина, по мнению ее сына Константина:

«Психологический курьез – моя мать. Бесспорно талантлива, умна, способна рыдать над книжкой, отхватит тебе всего Некрасова наизусть, за больными ухаживает, как ангел…»

 

По словам Константина, у его матери «золотые руки»:

«У тебя золотые руки. Помню, очень давно, когда ты еще служила на казенной сцене – я тогда был маленьким, – у нас во дворе была драка, сильно побили жилицу‑прачку. Помнишь? Ее подняли без чувств… ты все ходила к ней, носила лекарства, мыла в корыте ее детей. Неужели не помнишь?»

Аркадина не любит, когда окружающие восхищаются кем-то другим, а не ей (по мнению ее сына Константина):

«…но попробуй похвалить при ней Дузе! Ого‑го! Нужно хвалить только ее одну, нужно писать о ней, кричать, восторгаться ее необыкновенною игрой в «La dame aux camеlias»[«Дама с камелиями»] или в «Чад жизни», но так как здесь, в деревне, нет этого дурмана, то вот она скучает и злится, и все мы – ее враги, все мы виноваты.»

Госпожа Аркадина является суеверной женщиной, по словам ее сына:

«Затем она суеверна, боится трех свечей, тринадцатого числа.»

Аркадина является скупой женщиной, по мнению ее сына Константина:

«Она скупа. У нее в Одессе в банке семьдесят тысяч – это я знаю наверное. А попроси у нее взаймы, она станет плакать.»

Действительно, у госпожи Аркадиной есть деньги в банке, но она отказывается помочь сыну — например, купить ему новый костюм. Аркадина считает, что ее сбережения нужны ей самой:

«Пожалуй, на костюм я еще могу, но чтобы за границу… Нет, в настоящее время и на костюм не могу. (Решительно.) Нет у меня денег!» (Аркадина)

«Аркадина (сквозь слезы). Нет у меня денег!»

«Да, у меня есть деньги, но ведь я артистка; одни туалеты разорили совсем.»

«У меня нет денег. Я актриса, а не банкирша.» (Аркадина о себе)

Актриса Аркадина ведет «бестолковую жизнь», по мнению ее сына:

«…но она ведет бестолковую жизнь, вечно носится с этим беллетристом…»

В газетах постоянно «треплют» имя Аркадиной, то есть обсуждают ее работу, личную жизнь и т.д.:

«…имя ее постоянно треплют в газетах, – и это меня утомляет.»

Ирина Николаевна Аркадина — живая, грациозная, моложавая женщина, по мнению господина Шамраева:

«Мы все стареем, выветриваемся под влиянием стихий, а вы, многоуважаемая, все еще молоды… Светлая кофточка, живость… грация…» (Шамраев — Аркадиной)

Аркадина — энергичная женщина, чья жизнь проходит в постоянно в суете. По ее мнению, это помогает ей оставаться привлекательной и моложавой:

«Потому что я работаю, я чувствую, я постоянно в суете, а вы сидите всё на одном месте, не живете…» (Аркадина о себе)

Госпожа Аркадина гордится тем, что «держит себя в струне» и не распускается, всегда хорошо причесывается и одевается и т.д.:

«Затем я корректна, как англичанин. Я, милая, держу себя в струне, как говорится, и всегда одета и причесана comme il faut.[как следует (франц.)] Чтобы я позволила себе выйти из дому, хотя бы вот в сад, в блузе или непричесанной? Никогда. Оттого я и сохранилась, что никогда не была фефелой, не распускала себя, как некоторые… (Подбоченясь, прохаживается по площадке.) Вот вам, – как цыпочка. Хоть пятнадцатилетнюю девочку играть.»

По мнению самой Аркадиной, она умеет хорошо одеваться и подбирать удивительные наряды (туалеты):

«На мне был удивительный туалет… Что‑что, а уж одеться я не дура.»

Госпожа Аркадина взяла за правило не заглядывает в будущее, не думает о старости и смерти:

«И у меня правило: не заглядывать в будущее. Я никогда не думаю ни о старости, ни о смерти. Чему быть, того не миновать.»

Константин считает, что его мать, госпожа Аркадина, не любит его. Однако брат героини, Сорин, считает, что женщина обожает сына:

«Видишь, моя мать меня не любит. Еще бы! Ей хочется жить, любить, носить светлые кофточки, а мне уже двадцать пять лет, и я постоянно напоминаю ей, что она уже не молода. Когда меня нет, ей только тридцать два года, при мне же сорок три, и за это она меня ненавидит.»

«Успокойся, мать тебя обожает.» (Сорин — Константину)

Сам Константин очень любит свою мать:

«Я люблю мать, сильно люблю…»

Госпожа Аркадина бывает груба и бесчувственна с сыном и нередко обижает его, после чего ее мучает совесть:

«Сорин. Ирина, нельзя так, матушка, обращаться с молодым самолюбием.

Аркадина. Что же я ему сказала?

Сорин. Ты его обидела.»

«Однако меня начинает мучить совесть. За что я обидела моего бедного мальчика? Я непокойна. (Громко.) Костя! Сын! Костя!»

Госпожа Аркадина и ее сын Константин, судя по всему, нередко ссорятся, доходя до оскорблений, но вскоре мирятся:

«Треплев. Отправляйся в свой милый театр и играй там в жалких, бездарных пьесах!

Аркадина. Никогда я не играла в таких пьесах. Оставь меня! Ты и жалкого водевиля написать не в состоянии. Киевский мещанин! Приживал!

Треплев. Скряга!

Аркадина. Оборвыш!

Треплев садится и тихо плачет. 

Ничтожество! (Пройдясь в волнении.) Не плачь. Не нужно плакать… (Плачет.) Не надо… (Целует его в лоб, в щеки, в голову.) Милое мое дитя, прости… Прости свою грешную мать. Прости меня, несчастную.»

Якобы «из-за большой занятости» Аркадина не находит время прочитать книги своего сына:

«Дорн. <…> Ирина Николаевна, вы рады, что у вас сын писатель?

Аркадина. Представьте, я еще не читала. Все некогда.»

43-летняя Аркадина состоит в любовных отношениях с известным писателем Тригориным, который заметно младше ее (ему 30-40 лет):

«…знаменитый писатель, любимец публики, о нем пишут во всех газетах, портреты его продаются, его переводят на иностранные языки…» (о Тригорине)

Когда ветреный Тригорин влюбляется в девушку Нину Заречную, Аркадина на коленях умоляет мужчину не оставлять ее:

«Ты последняя страница моей жизни! (Становится на колени.) Моя радость, моя гордость, мое блаженство… (Обнимает его колени.) Если ты покинешь меня хотя на один час, то я не переживу, сойду с ума, мой изумительный, великолепный, мой повелитель…»

«Пусть, я не стыжусь моей любви к тебе. (Целует ему руки.) Сокровище мое, отчаянная голова, ты хочешь безумствовать, но я не хочу, не пущу… (Смеется.) Ты мой… ты мой…»

«Поедешь? Да? Ты меня не покинешь?..» (Аркадина — Тригорину)

В конце концов Тригорин все-таки бросает Аркадину ради Нины. У мужчины и его новой возлюбленной рождается ребенок, который вскоре умирает. Мужчина изменяет Нине и в конце концов оставляет ее. Тригорин возвращается к госпоже Аркадиной, которая принимает его назад как ни в чем не бывало:

«Был у нее ребенок. Ребенок умер. Тригорин разлюбил ее и вернулся к своим прежним привязанностям, как и следовало ожидать. Впрочем, он никогда не покидал прежних, а по бесхарактерности как-то ухитрился и тут и там. Насколько я мог понять из того, что мне известно, личная жизнь Нины не удалась совершенно.»

В конце пьесы Константин, сын госпожи Аркадиной, кончает жизнь самоубийством:

«Уведите отсюда куда-нибудь Ирину Николаевну. Дело в том, что Константин Гаврилович застрелился…»

Такова цитатная характеристика Аркадиной в пьесе «Чайка» А. П. Чехова: образ, описание героини в цитатах.

Все материалы по пьесе «Чайка»
Все материалы по творчеству Чехова

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий