Характеристика Лебезятникова, образ, описание | «Преступление и наказание»

Характеристика Лебезятникова, образ, описание | "Преступление и наказание"
Лебезятников
(актер Ю. Медведев,
фильм 1969 г.)

Господин Лебезятников является одним из второстепенных персонажей романа «Преступление и наказание» Достоевского.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Лебезятникова в романе «Преступление и наказание»: описание внешности и характера героя.

 

Характеристика Лебезятникова в романе «Преступление и наказание»

Андрей Семенович Лебезятников является другом и подопечным господина Лужина. О возрасте Лебезятникова известно, что это молодой мужчина:

«…в квартире одного моего молодого друга, Андрея Семеныча Лебезятникова…» (часть 2 глава V)

«Я был когда-то опекуном его…»  (Лужин об опеке над Лебезятниковым, часть 2 глава V)

Господин Лебезятников служит чиновником в министерстве и живет в Петербурге:

«…Андрей Семеныч Лебезятников, служащий в министерстве…» (часть 2 глава V)

О внешности Лебезятникова известно следующее:

«Этот Андрей Семенович был худосочный и золотушный человечек малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами, в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза.» (часть 5 глава I) 

«…проговорил Лебезятников, строго смотря на него своими подслеповатыми глазками…» (часть 5 глава III)

«Вам померещилось… на подслепые глаза…» (часть 5 глава III)

«Белокурая физиономия господина Лебезятникова заглянула в комнату.» (часть 5 глава IV)

Лебезятников является небогатым человеком, у которого почти никогда не бывает денег:

«Андрей Семенович, у которого никогда почти не бывало денег…» (часть 5 глава I)

Он является довольно мягким, но самоуверенным и заносчивым человеком:

«Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая, — что, в сравнении с фигуркой его, почти всегда выходило смешно.» (часть 5 глава I)

Лебезятников — очень милый молодой человек, по мнению Лужина:

«…очень милый молодой человек… и следящий…» (часть 2 глава V)

Господин Лебезятников является «очень добреньким» молодым человеком, по словам автора:

«…Лебезятников, несмотря даже на то, что был очень добренький, тоже начинал отчасти не терпеть своего сожителя и бывшего опекуна Петра Петровича…» (часть 5 глава I) 

«…добренький Андрей Семенович, опять почувствовав усиленное расположение к Петру Петровичу…» (часть 5 глава I)

Лебезятников считает себя образованным, просвещенным человеком. При этом он не умеет хорошо объясняться по-русски, на родном языке. Кроме того, он не владеет иностранными языками, в отличие, например, от Раскольникова:

«…я, такой просвещенный человек…» (Лебезятников о себе, часть 1 глава II)

«…не зная, впрочем, никакого другого языка…» (автор о нем, часть 5 глава III)

«Увы, он и по-русски-то не умел объясняться порядочно (не зная, впрочем, никакого другого языка)…»

Господин Лебезятников является простоватым человеком:

«Как ни был простоват Андрей Семенович…» (часть 5 глава I) 

Лебезятников — пошленький, глуповатый человек и, возможно, лгунишка:

«Несмотря на все эти качества, Андрей Семенович действительно был глуповат.» (часть 5 глава I)

«Дело в том, что он, по инстинкту, начинал проникать, что Лебезятников не только пошленький и глуповатый человечек, но, может быть, и лгунишка, и что никаких вовсе не имеет он связей позначительнее даже в своем кружке, а только слышал что-нибудь с третьего голоса…» (Лужин начинает понимать, что Лебезятников глуп и т.д., часть 5 глава I)

«Это был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков…» (часть 5 глава I) 

Лебезятников — подлый льстец и скверный мерзавец, по мнению Катерины Ивановны:

«…я не принадлежу к вашим подлым льстецам, как господин Лебезятников, который смеется теперь за дверью…» (часть 2 глава VII)

«…этот скверный мерзавец Лебезятников…» (часть 5 глава II) 

Господин Лебезятников является сторонником «прогресса» и следит за «новыми мыслями». Он стал «прогрессистом» и «обличителем», потому что это модно среди молодежи:

«…слышал он об Андрее Семеновиче, своем бывшем питомце, как об одном из самых передовых молодых прогрессистов и даже как об играющем значительную роль в иных любопытных и баснословных кружках…» (часть 5 глава I)

«Вот эти‑то мощные, всезнающие, всех презирающие и всех обличающие кружки… существуют, особенно в Петербурге, какие‑то прогрессисты, нигилисты, обличители и проч. и проч…» (часть 5 глава I)

«…господин Лебезятников, следящий за новыми мыслями…» (Мармеладов о нем, часть 1 глава II)

«Прикомандировался же он к прогрессу и к «молодым поколения нашим» — по страсти. Это был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоносков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда самым искренним образом служат.» (часть 5 глава I)

«…«гуманный» Андрей Семенович… у него было кой-что сказать на этот счет прогрессивного и пропагандного…» (часть 5 глава I)

Лебезятников считает себя пропагандистом прогрессивных идей. Однако на деле у него плохо получается распространять и «закидывать идеи», он не способен быть обличителем и оратором:

«Совсем не наплевать, а протестовать. Я с полезною целью. Я могу косвенно способствовать развитию и пропаганде. Всякий человек обязан развивать и пропагандировать и, может быть, чем резче, тем лучше. Я могу закинуть идею, зерно… Из этого зерна вырастет факт…» (Лебезятников о себе, часть 5 глава I) 

«…мало того: и дела-то своего, пропагандного, может, не знает порядочно, потому что-то уж слишком сбивается, и что уж куда ему быть обличителем!» (часть 5 глава I) 

Он любит говорить о создании в обществе особой «коммуны»:

«…Андрей Семенович, пустился было развивать перед ним свою любимую тему о заведении новой, особой «коммуны»…» (часть 5 глава I)

Он выступает за трезвый образ жизни. Это является частью его убеждений:

«Я и водки совсем никогда не пью, потому что это не в моих убеждениях!…» (часть 5 глава III)

«У Амалии Ивановны он считался, впрочем, в числе довольно почетных жильцов, то есть не пьянствовал и за квартиру платил исправно.» (часть 5 глава I)

Он старается казаться «независимым» и «протестующим» человеком, но на деле он не всегда смеет протестовать даже против своего друга Лужина:

«…Лебезятников, который, вообще говоря, несмотря на всю свою «независимость» и на все «протесты», как-то не смел оппонировать Петру Петровичу…» (часть 5 глава I)

Господин Лебезятников придерживается вольнодумных и безбожных социальных идей, по мнению Лужина:

«…я не соглашался на ваши вольнодумные и безбожные социальные предложения, вот что-с!» (часть 5 глава III) 

Лебезятников пропагандирует свои «модные идеи» среди соседей по дому, надеясь возбудить в них протест. Так например, он дает читать свои «прогрессивные» книги Соне Мармеладовой и другим соседям:

«…уже не берет у меня больше книг. А прежде брала. Она великолепно, например, поняла вопрос о целовании рук, то есть что мужчина оскорбляет женщину неравенством, если целует у ней руку…Теперь я толкую ей вопрос свободного входа в комнаты в будущем обществе.» (часть 5 глава I)

«Да мимоходом зашел прежде в нумер к госпожам Кобылятниковым, чтоб занести им «Общий вывод положительного метода» и особенно рекомендовать статью Пидерита (а впрочем, тоже и Вагнера)…» (часть 5 глава III)

Глуповатый Лебезятников очень непоследователен в своих вглядах. Некоторое время назад, когда Соня Мармеладова начала заниматься «непристойным ремеслом», Лебезятников, судя по всему, приставал к ней («добивался от Сонечки»), однако девушка отказывает ему. Тогда Лебезятников «вошел в амбицию» и потребовал выселить ее из дома за «непристойное поведение». В итоге под давлением Лебезятникова бедная Соня была вынуждена переселиться в другое место:

«…да и господин Лебезятников… гм… Вот за Соню-то и вышла у него эта история с Катериною Ивановной. Сначала сам добивался от Сонечки, а тут и в амбицию вдруг вошли: «Как, дескать, я, такой просвещенный человек, в одной квартире с таковскою буду жить?» (часть 1 глава II)

«И совсем я не подбивался к Софье Семеновне! Я просто-запросто развивал ее, совершенно бескорыстно, стараясь возбудить в ней протест… Мне только протест и был нужен…» (часть 5 глава I)

Теперь, когда Соня проживает в другом месте, Лебезятников, который сам же выжил ее из дома, продолжает с ней общаться и даже заявляет, что уважает Соню за ее неприличное ремесло:

«Что же касается до Софьи Семеновны лично, то в настоящее время я смотрю на ее действия как на энергический и олицетворенный протест против устройства общества и глубоко уважаю ее за это; даже радуюсь на нее глядя!» (часть 5 глава I)

«…но теперь, теперь по крайней мере, уж конечно, никто и никогда не обращался с ней более вежливо и учтиво, чем я, более с уважением к ее достоинству… я жду и надеюсь — и только!» (часть 5 глава I)

Лебезятников считает, что любая работа, как например, чистка помойных ям, более полезна, чем деятельность поэта Пушкина или художника Рафаэля:

«Я первый, я, готов вычистить какие хотите помойные ямы! Тут даже нет никакого самопожертвования! Тут просто работа, благородная, полезная обществу деятельность, которая стоит всякой другой, и уже гораздо выше, например, деятельности какого-нибудь Рафаэля или Пушкина, потому что полезнее!» (часть 5 глава I)

«Что такое «благороднее»? Я не понимаю таких выражений в смысле определения человеческой деятельности. «Благороднее», «великодушнее» — всё это вздор, нелепости, старые предрассудочные слова, которые я отрицаю! Всё, что полезно человечеству, то и благородно! Я понимаю только одно слово: полезное! Хихикайте как вам угодно, а это так!» (часть 5 глава I) 

Лебезятников выступает против законного брака, который, по его мнению, лишает человека свободы. Он является сторонником «гражданского брака», когда отношения не оформлены неофициально. Он также выступает за свободные отношения в браке, когда у супругов есть увлечения на стороне:

«…к чему вам непременно этот брак, этот законный брак…? К чему вам непременно эта законность в браке?…я рад, рад, что он не удался, что вы свободны, что вы не совсем еще погибли для человечества, рад… » (Лебезятников о браке Лужина, часть 5 глава I)

«Какие рога? Зачем рога? Какой вздор! Напротив, в гражданском-то браке их и не будет! Рога — это только естественное следствие всякого законного брака, так сказать, поправка его, протест, так что в этом смысле они даже нисколько не унизительны…Вы смеетесь? Это потому, что вы не в силах оторваться от предрассудков!» (часть 5 глава I)

«…я иногда мечтаю, что если бы меня выдали замуж, тьфу! если б я женился (по гражданскому ли, по законному ли, всё равно), я бы, кажется, сам привел к жене любовника, если б она долго его не заводила…» (часть 5 глава I)

Господин Лебезятников считает, что частная благотворительность не способна помочь обществу. Он против того, чтобы богатые люди напрямую помогали нищим деньгами:

«…зная, что я противных убеждений и отрицаю частную благотворительность, ничего не исцеляющую радикально?» (часть 5 глава III) 

За месяц до событий, описанных в романе, между Лебезятниковым и Катериной Ивановной происходит конфликт, в результате чего Лебезятников избивает Катерину Ивановну (со слов господина Мармеладова и господина Лужина). По словам же Лебезятникова, он просто отпихнул женщину (что вряд ли является правдой). Лебезятников оправдывает эту драку своими «прогрессивным взглядами»: он утверждает, что мужчина и женщина должны быть равны в том числе и в драке. При этом Лебезятников постоянно трусит при упоминании об этом случае:

«…месяц назад тому супругу мою избил господин Лебезятников…» (часть 1 глава II) 

«…господину Лебезятникову грубость его не захотела спустить, и когда прибил ее за то господин Лебезятников, то не столько от побоев, сколько от чувства в постель слегла…» (часть 1 глава II) 

«Я просто тогда защищался. Она сама первая бросилась на меня с когтями… Она мне весь бакенбард выщипала… Всякому человеку позволительно, надеюсь, защищать свою личность. К тому же я никому не позволю с собой насилия… По принципу. Потому это уж почти деспотизм. Что ж мне было: так и стоять перед ней? Я ее только отпихнул.» (часть 5 глава I)

«…я даже думал, что если уж принято, что женщина равна мужчине во всем, даже в силе (что уже утверждают), то, стало быть, и тут должно быть равенство.» (о равенстве в драке, часть 5 глава I)

«Это всё вздор и клевета! — вспыхнул Лебезятников, который постоянно трусил напоминания об этой истории…» (часть 5 глава I)

Кроме того, Лебезятников считает, что в будущем «идеальном обществе» вообще не должно быть драк:

«…потому что драки и быть не должно, и что случаи драки в будущем обществе немыслимы…и что странно, конечно, искать равенства в драке. Я не так глуп… хотя драка, впрочем, и есть… то есть после не будет, а теперь-то вот еще есть…» (часть 5 глава I)

Лебезятников считает, что сострадание не должно иметь место в обществе и что сострадание якобы «воспрещено наукой»:

«Но господин Лебезятников, следящий за новыми мыслями, объяснял намедни, что сострадание в наше время даже наукой воспрещено и что так уже делается в Англии, где политическая экономия.» (Мармеладов о Лебезятникове, часть 1 глава II)

Будучи противником сострадания, непоследовательный Лебезятников сам себе противоречит и все-таки проявляет сострадание. Так например, он проявляет сострадание к Соне, когда на нее клевещет подлец Лужин, обвиняя в краже денег. Лебезятников заступается за бедную девушку и разоблачает негодяя Лужина. Позже господин Лебезятников также сочувствует Соне, когда у нее умирает мачеха Катерина Ивановна:

«То значит, что вы… клеветник, вот что значат мои слова! — горячо проговорил Лебезятников…» (Лебезятников — Лужину о Соне, часть 5 глава III)

«А, ты вот куда заехал! — крикнул Лебезятников. — Врешь! Зови полицию, а я присягу приму! Одного только понять не могу: для чего он рискнул на такой низкий поступок! О жалкий, подлый человек!» (Лебезятников — Лужину, часть 5 глава III)

«…после своего адвокатского подвига.» (Лебезятников выступает «адвокатом» Сони, когда на нее клевещет Лужин, часть 5 глава III)

В целом идеи Лебезятникова часто расходятся с его поступками. Такого человека трудно воспринимать всерьез и считать цельной личностью. Поэтому Лужин не без основания называет Лебезятникова просто «дураком», которому стоит «вылечить ум»:

«…теперь же прибавлю только, что вы дурак-с. Желаю вам вылечить ваш ум и ваши подслепые глаза.» (Лужин о нем, часть 5 глава III)

Это был цитатный образ и характеристика Лебезятникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского: описание внешности и характера героя.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий