Жанр и композиция «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева

Жанр и композиция "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева
Разговор с крестьянином.
Глава «Любани».
Художник А. Н. Самохвалов

«Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева — выдающееся произведение русской классической литературы.
В этой статье представлены материалы о жанре и композиции «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева.

 

 

Жанр и композиция «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева

Подробный анализ жанра и композиции «Путешествия из Петербурга в Москву» сделал в своей статье историк и писатель В. А. Мякотин:
«..«Путешествие из Петербурга в Москву» носит на себе явственные следы подражания литературной манере Стерна. Вся книга написана в форме дорожных заметок, составленных на пути между двумя русскими столицами, причем отдельные ее главы названы именами почтовых станций, лежащих на этом пути.

Никакой другой внешней связи между различными частями этих заметок не существует, как не существует в них и единства формы изложения, отличающейся, напротив, полной свободой: описания дорожных приключений и встречи сменяются размышлениями и воспоминаниями самого автора, а последние, в свою очередь, уступают место историческим этюдам, либо передаче содержания найденных на дороге бумаг.

Но подражание иностранному образцу не идет в книге далее внешней манеры изложения, в выборе же и расположении своего материала русский автор остался совершенно самостоятельным.

 

Материал, внесенный им в свою книгу, является опять-таки крайне разнообразным и на первый взгляд даже поражает своей пестротой и кажущейся беспорядочностью. Широко пользуясь преимуществами избранной им литературной формы, Радищев затрагивает самые различные и, казалось бы, отдаленные друг от друга вопросы семейного, общественного и государственного быта, постоянно переходя от частных случаев русской действительности к общим размышлениям с высоты теории вновь возвращаясь к мелочам жизни.

При этом он не скупится на лирические отступления во вкусе только что начинавшего тогда входить в моду сентиментализма, а в теоретических своих рассуждениях многое прямо заимствует у излюбленных им иностранных писателей, по преимуществу у Руссо, Мабли и Рейналя… <…>

… за внешнею пестротою содержания «Путешествия» не трудно разглядеть в нем внутренний порядок и гармонию, подчиняющую отдельные части книги общей ее задаче…»

(из статьи В. А. Мякотина «Отражение и самостоятельная переработка Радищевым западных идей…», книга «А. Н. Радищев. Его жизнь и сочинения» под ред. В.И. Покровского, Москва, 1907 г.)

Это были материалы исследователей о жанре и композиции «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий