Кира в рассказе «Матренин Двор»: характеристика, образ, описание

Кира в рассказе "Матренин Двор": характеристика, образ, описание
Портрет Ж. Самари.
Художник
П. О. Ренуар

Кира является одним из второстепенных персонажей знаменитого рассказа А. Солженицына «Матренин двор».В этой статье представлена цитатная характеристика Киры в рассказе «Матренин Двор»: образ, описание героини в цитатах.

Кира в рассказе «Матренин двор»

Кира является приемной дочерью главной героини рассказа — Матрены Васильевны Григорьевой. Кира приходится Матрене племянницей (Кира — дочь Фаддея Григорьева, который является братом Ефима, мужа Матрены):

«…рыдала злосчастная Матренина приемная дочь — та Кира из Черустей…»

Как Кира при живых родителях стала приемной дочерью Матрены? Дело в том, что 10 лет назад, оставшись вдовой, бездетная Матрена попросила у Фаддея и его жены отдать ей девочку Киру на воспитание. Те согласились. В итоге последние 10 лет Кира жила у Матрены как приемная дочь:

«Потом была какая-то воспитанница Кира. А муж Матрены не вернулся с этой войны.»

«И попросила она у той второй забитой Матрены — чрева ее урывочек (или кровиночку Фаддея?) — младшую их девочку Киру.

Десять лет она воспитывала ее здесь как родную, вместо своих невыстоявших.»

Родных родителей Киры зовут Фаддей и Матрена (он же «вторая Матрена»). Супруги проживают в одной деревне с главной героиней Матреной.У Киры есть 5 родных братьев и сестер, всего в семье 6 детей. Самого младшего ребенка зовут Антошкой:

«Кажется, и Фаддею не о чем было жалеть: родила ему вторая Матрена тоже шестерых детей (средь них и Антошка мой, самый младший, поскребыш) — и выжили все…»

Кира является самой младшей дочерью в семье:

«И попросила она у той второй забитой Матрены — чрева ее урывочек (или кровиночку Фаддея?) — младшую их девочку Киру.»

 

 

Отец Киры Фаддей Григорьев является суровым и жестоким человеком. Он бьет свою жену («вторую Матрену») и держит всю семью в страхе:

«Ах, вот оно что! Теперь я понял, что видел ту вторую Матрену не раз. Не
любил я ее: всегда приходила она к моей Матрене жаловаться, что муж ее бьет,
и скаред муж, жилы из нее вытягивает, и плакала здесь подолгу, и голос-то
всегда у нее был на слезе.

Но выходило, что не о чем моей Матрене жалеть — так бил Фаддей свою Матрену всю жизнь и по сей день и так зажал весь дом.»»И попросила она у той второй забитой Матрены — чрева ее урывочек (или кровиночку Фаддея?) — младшую их девочку Киру.» (о забитой «второй Матрене», матери Киры)

В начале рассказа Кира уже является взрослой девушкой и состоит замужем. Ее муж работает машинистом. Супруги живут в деревне Черусти, около 25 км от деревни Тальново, где проживает главная героиня Матрена:

«И незадолго до меня выдала за молодого машиниста в Черусти.»

«Из Черустей приехала Кира…»

Теперь взрослая Кира иногда помогает Матрене едой, то есть передает ей сахар, сало. Кира — единственный человек, который как-то помогает нищей Матрене:

«И незадолго до меня выдала за молодого машиниста в Черусти.

Только оттуда ей теперь и помощь сочилась: иногда сахарку, когда поросенка зарежут — сальца.»

Добрая Матрена заботится о будущем Киры. Так, в своем завещании Матрена уже указала, чтобы после ее смерти ее горница (часть избы) принадлежала Кире:

«Страдая от недугов и чая недалекую смерть, тогда же объявила Матрена свою волю: отдельный сруб горницы, расположенный под общей связью с избою, после смерти ее отдать в наследство Кире. О самой избе она ничего не сказала. Еще три сестры ее метили получить эту избу.»

Однажды Кира и ее муж решают получить участок земли в Черустях. Для этого их обязывают поставить на участке какое-то строение. Фаддей требует от Матрены отдать Кире ту самую горницу (часть избы) уже сейчас, не дожидаясь смерти. При этом сама Кира и ее муж, судя по всему, не хотят этот участок, это Фаддей хочет заполучить участок для них:

«Из Черустей приехала Кира, забеспокоился старик Фаддей: в Черустях, чтобы получить и удержать участок земли, надо было молодым поставить какое-нибудь строение. Шла для этого вполне Матренина горница. А другого нечего было и поставить, неоткуда лесу взять. И не так сама Кира, и не так муж ее, как за них старый Фаддей загорелся захватить этот участок в Черустях.

И вот он зачастил к нам, пришел раз, еще раз, наставительно говорил с Матреной и требовал, чтоб она отдала горницу теперь же, при жизни.»

В итоге добрая Матрена уступает Фаддею. Ей не жаль отдавать саму горницу, но ей больно видеть, как при жизни часть ее избы вырубают и вывозят в другое место. И все же ради Киры Матрена идет на эту жертву, хотя для нее это «конец всей ее жизни»:

«Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда. И горница эта все равно была завещана Кире. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. Даже мне, постояльцу, было больно, что начнут отрывать доски и выворачивать бревна дома. А для Матрены было это — конец ее жизни всей.»

Во время перевозки горницы случается трагедия на железнодорожном переезде: под колесами паровоза погибает сама Матрена, ее племянник (то есть брат Киры, сын Фаддея) и тракторист. Для Киры это двойная трагедия, так как в один день она теряет и приемную мать и родного брата.
Муж Киры чувствует себя виноватым в этой катастрофе. Сначала он пытается лишить себя жизни, но его спасают. Затем он сам сдается милиции. Его собираются судить:

«А муж Киркин — ни царапины. Хотел повеситься, из петли вынули. Из-за меня, мол, тетя погибла и брат. Сейчас пошел сам, арестовался. Да его теперь не в тюрьму, его в дом безумный. Ах, Матрена-Матренушка!…»

Несчастная Кира глубоко и искренне страдает из-за гибели своей приемной матери Матрены, а также своего брата. Во время похорон она ходит в невменяемом состоянии. Кроме того, она переживает из-за того, что ее мужа будут судить:

«И совсем уже не обрядно — простым рыданием нашего века, не бедного ими, рыдала злосчастная Матренина приемная дочь — та Кира из Черустей, для которой везли и ломали эту горницу. Ее завитые локончики жалко растрепались. Красны, как кровью залиты, были глаза. Она не замечала, как сбивается на морозе ее платок, или надевала пальто мимо рукава. Она невменяемая ходила от гроба приемной матери в одном доме к гробу брата в другом, — и еще опасались за разум ее, потому что должны были мужа судить.»

«И только несчастная приемная дочь, выросшая в этих стенах, ушла за перегородку и там плакала.»

Вероятно, муж Киры в конце концов избегает тюремного срока, так как в катастрофе также виновато управление железной дороги:

«Выступало так, что муж ее был виновен вдвойне: он не только вез горницу, но был железнодорожный машинист, хорошо знал правила неохраняемых переездов — и должен был сходить на станцию, предупредить о тракторе.»

«А управление дороги само было виновно и в том, что оживленный переезд не охранялся, и в том, что паровозная сплотка шла без фонарей. Потому-то они сперва все старались свалить на пьянку, а теперь замять и самый суд.»

Кира так потрясена трагедией, что буквально «трогается разумом» от горя:

«Дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственном доме его лежал убитый им сын, на той же улице — убитая им женщина, которую он любил когда-то, — Фаддей только ненадолго приходил постоять у гробов, держась за бороду.»

Это была цитатная характеристика Киры в рассказе «Матренин Двор» А. Солженицына: образ, описание героини в цитатах.

— Все материалы по рассказу «Матренин двор»

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий