Композиция романа «Евгений Онегин» Пушкина, фабула, особенности произведения

Композиция романа "Евгений Онегин" Пушкина, фабула, особенности произведения

Роман «Евгений Онегин» является центральным произведением в творчестве великого русского поэта Александра Пушкина.
В этой статье представлен анализ композиции романа «Евгений Онегин» Пушкина, фабулы и особенностей произведения.

Композиция романа «Евгений Онегин» Пушкина, фабула и особенности произведения

(из книги Д. Благого «Мастерство Пушкина»)
«С нарочито неясными, намеренно затуманенными финалами мы сталкиваемся уже в южных поэмах Пушкина. <…> Однако самым ярким примером этого рода является финал «Евгения Онегина»…

Этот своеобразный конец «без конца», еще более нетрадиционный для жанра романа… немало смущал не только критиков, но даже и ближайших литературных друзей Пушкина. …многие друзья поэта убеждали его продолжить свое произведение… <…>

…по каким бы причинам поэт ни остановил свой роман там, где он его остановил, он полностью оформил его как целостный, замкнутый и законченный в себе художественный организм. <…>

О том, что роман Пушкина в настоящем виде представляет собой вполне целостное и художественно законченное произведение, нагляднее всего свидетельствует его композиционная структура. <…>

О четкости и стройности композиции пушкинского романа в стихах наиболее наглядное представление дает то оглавление — план всего романа, — которое набросал себе Пушкин на следующий же день после того, как он дописал последние его строки. Привожу этот план…:

Часть первая. Предисловие.
I песнь — Хандра
II песнь — Поэт
III песнь — Барышня

Часть вторая 
IV песнь — Деревня
V песнь — Именины
VI песнь — Поединок

Часть третья
VII песнь — Москва
VIII песнь — Странствие*
IX песнь — Большой свет <…>

(*глава о путешествии Онегина, не вошедшая в окончательную версию романа)

Весь роман делится на три части, каждая из которых складывается в свою очередь из трех «песен» — глав.

Продуманно и стройно располагается фабульно-сюжетный материал и в каждой из трех частей. Первая часть представляет собой своего рода экспозицию: в каждой из трех глав — «песен», составляющий первую часть, дается развернутый образ-характеристика каждого из трех главных героев романа — Онегина, Ленского, Татьяны.

Первая глава почти полностью посвящена Онегину. Центральное место во второй главе отдано Ленскому… Это подчеркивается и пушкинским названием главы в плане: «Поэт». Вполне соответствует содержанию третьей главы пушкинское название: «Барышня». …третья глава почти целиком отдана Татьяне, образ которой в описании ее влюбленности в Онегина, в ночном разговоре с няней, в письме к Онегину и т.д. раскрывается с такой же полнотой, как в первой главе образ Онегина.
Как видим, не посвящено специальной главы Ольге, и это совершенно закономерно, поскольку в романе она играет второстепенную роль.

Основные образы романа… носят столь обобщенный, типизированный характер, что это позволяет Пушкину построить фабулу своего произведения… на отношениях между собой всего лишь четырех лиц — двух молодых людей и двух юных девушек. Остальные лица, входящие в роман в качестве… участников (…мать и няня Татьяны, Зарецкий, генерал — муж Татьяны), имеют чисто эпизодическое значение.

Оба молодых героя не только подчеркнуто контрастны, но и прямо противоположны друг другу… Обе молодые героини также противоположны друг другу и по наружности и по характеру… <…>

Столь же симметрично (обратной симметрией) построены взаимоотношения межлу четырьмя основными персонажами. Татьяна глубоко полюбила Онегина, который остался к ней равнодушен; Ленский глубоко полюбил Ольгу, которая… относится к нему не слишком глубоко…

Эта симметричная фабульная схема могла бы выглядеть в качестве таковой просто как не слишком хитрый литературный прием. Но у Пушкина — и в этом смысл ее — она наполняется большим жизненным содержанием. Пылкий, восторженный романтик и охлажденный, просвещенный и разочарованный скептик-байронист — именно эти два типа отношения к действительности были характерны для передовой молодежи того времени — периода подготовки восстания декабристов. <…>

Столь же характерен… образ Татьяны. Финальная формула, которая определяет ее жизненный путь — быть «век верной» своему супружескому долгу, — несомненно, руководила и женами декабристов, последовавшими за своими мужьями на каторгу в Сибирь.
Более всеобщий характер носит образ заурядной во всех отношениях Ольги. Включение в роман этого образа, несомненно, продиктовано не только стремлением к указанной фабульной симметрии. Образ Ольги оттеняет собой, делает более рельефным контрастный ей образ старшей сестры — Татьяны.

Мало того, образ Ольги является одним из ключей и к пониманию образа Ленского. Ведь то, что Ленский полюбил, возвел в свой романтический идеал пустое ничтожество — Ольгу… лучше всего характеризует оторванность от реальной действительности, беспочвенность этого романтика. <…>

Итак, в первой части романа (в первых трех главах) читателю даны образы всех главных героев и показаны те взаимоотношения, которые между ними устанавливаются: дружба между Онегиным и Ленским, влюбленность Ленского в Ольгу, Татьяны — в Онегина.

Если первая часть дает экспозицию и в основном относительно статична, вторая часть романа (…главы — с четвертой по шестую) живописует те столкновения, конфликты, которые возникают между главными героями… Эта вторая — центральная — часть, в которой почти равномерно участвуют все три главных героя, наиболее динамична, наиболее драматична… из всех трех: «проповедь» Онегина Татьяне… сон Татьяны; ссора по ничтожному поводу… дуэль и кровавая развязка — убийство Ленского Онегиным.

В конце шестой главы поэт… ставит ряд вопросов:

…что-то с Ольгой стало? <…>

И где теперь ее сестра?

И где ж беглец людей и света…

Последовательным ответом на все эти вопросы и является третья, заключительная часть романа, три последние главы: седьмая — девятая.

Эта третья часть в смысле своего построения носит как бы синтетический характер — в ней совмещены и экспозиция и конфликт.

Ленского не стало; в начале седьмой главы из романа уходит и Ольга… В романе остаются только два самых главных героя: Онегин — Татьяна. Соответственно этому и строится третья часть. Седьмая и восьмая главы носят характер как бы новой экспозиции.

Седьмая — посвящена одной Татьяне; Онегина в ней нет. В главе показано, как под влиянием знакомства с кругом чтения Онегина расширяется… кругозор Татьяны, развивается дальше ее характер. <…>

Восьмая глава, наоборот, полностью посвящена Онегину; Татьяны в ней нет. К сожалению, глава эта, как известно дошла до нас только частично, но, судя по всему, назначение ее было совершенно аналогично: показать, как под влиянием убийства Ленского и в особенности впечатлений от «странствий» по Руси и, самое главное, знакомства с общественно-политической действительностью, картинами произвола, угнетения и насилий… развивается в свою очередь характер Онегина, появляется возможность его нравственного возрождения.

В последней, девятой главе, изменившиеся — каждый на свой лад — герой и героиня снова сталкиваются друг с другом, и происходит финальная развязка их так и не состоявшегося романа. <…>

Анализ оглавления-плана «Евгения Онегина» показывает, как недальновидны были те критики, которые не сумели заметить органической целостности и единства стихотворного романа Пушкина. Такой анализ наглядно обнаруживает, как стройно и крепко в композиционном отношении был задуман, слажен и осуществлен Пушкиным его… труд.

Правда, по обстоятельствам, от поэта не зависевшим, он не смог в полной мере реализовать в том окончательном виде… математически точную композиционную структуру, фиксированную в рассмотренном нами плане-оглавлении.

Из главы о «странствиях» Онегина (восьмая глава) Пушкин… был вынужден изъять слишком резкие в политическом отношении места и даже… уничтожить их. <…>

Это идейно снизило всю главу. Между тем мы знаем, что… первенствующее значение для него всегда сохраняла идея, мысль содержание. Поэтому поэт предпочел лучше пойти на нарушение композиционной стройности произведения, чем сохранить в его составе идейно обедненную, обесцвеченную… главу. Восьмая глава была им вовсе изъята; девятая тем самым стала восьмой, и весь роман складывался теперь уже не из девяти, как это было… а только из восьми глав.

…при этом нарушалась последовательно проведенное через весь роман тройственное членение каждой из частей…

…поэт постарался… до известной степени компенсировать себя и в композиционном отношении. <…>

Описание равнодушия Онегина к жизни и ее наслаждениям, преждевременной старости его души и составляет основное содержание первой главы романа. Наоборот, любовь Онегина к Татьяне возвращает ему его утраченную молодость, свежесть чувств… вызывает новый прилив жизненной энергии, жизненных интересов.

Это композиционно подсказывается рядом… параллелей между последней и первой главой: с Онегиным во многом повторяется то, о чем рассказывалось в первой главе. В последней главе, после… появления… в свете, он снова… уединяется в своем кабинете. <…>

Онегин снова жадно набрасывается на чтение, на книги… <…>

О непритворности, серьезности вспыхнувшей в Онегине страсти к Татьяне свидетельствует даже резко изменившийся внешний его облик:

Бледнеть Онегин начинает…

Онегин сохнет, и едва ль

Уж не чахоткою страдает. <…>

…основная любовная фабула романа — отношения между Онегиным и Татьяной. Новая, вторая встреча между ними строится на тех же основных опopных моментах — письмо и ответное объяснение — «урок». Письмом… и ответным уроком… отношения между Онегиным и Татьяной начинаются; письмом… и ответным «уроком»… эти отношения заканчиваются. Но… они при новой встрече как бы меняются местами: теперь уже не Татьяна шлет влюбленное письмо к Онегину — «страстное посланье» шлет Онегин к Татьяне; уже не он ей, а, наоборот, она ему дает ответный «урок».

Причем параллельность этих… опopных моментов подчеркивается рядом композиционных приемов. Оба письма одинаково выделены из общей ткани романа… оба «урока» не только облечены в монологическую форму… но даже почти полностью уравновешены по своим размерам («урок» Онегина — …68 стихов; «урок» Татьяны — 77 стихов.) <…>

Зеркально-перевернутая симметрия двух писем и двух «уроков» усиливается и намеренными текстуальными совпадениями.
Письмо Татьяны начинается:

Я к вам пишу — чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Письмо Онегина начинается:

Предвижу все: вас оскорбит

Печальной тайны объясненье.

Какое горькое презренье

Ваш гордый взгляд изобразит! <…>

Вся эта соразмерность частей, вся эти параллели и переклички не только сообщают архитектурную точность композиционному рисунку романа; они выполняют собой и совершенно определенную художественно-выразительную функцию: с особенной четкостью… показывая те коренные перемены, которые произошли в положении героя и героини по отношению друг к другу…<…>

…композиционное оформление [«Евгения Онегина»]… безусловно свидетельствует: независимо от того, хотел или не хотел, мог или не мог продолжить Пушкин свой роман, последний и в настоящем своем виде представляет собой произведение, полностью художественно законченное.

В заключение одна дополнительная и весьма характерная… для композиционного мастерства Пушкина деталь. Сперва, в том виде, в каком роман был завершен Пушкиным в 1830 году… письма Онегина к Татьяне в нем не было. Оно было добавлено Пушкиным лишь тогда, когда под давлением цензурно-политических условий поэт вынужден был нарушить… стройность целого, начать перестраивать роман из девяти глав в восемь (письмо Онегина написано в самом конце этой работы…). Введение письма Онегина… несомненно, в какой-то мере компенсировало это вынужденное нарушение.»

(Д. Благой «Мастерство Пушкина», 1955 г.)

Это был анализ композиции романа «Евгений Онегин» Пушкина, фабулы и особенностей произведения.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий