Критика о повести «Хаджи-Мурат» Толстого, отзывы о произведении

Критика о повести "Хаджи-Мурат" Толстого, отзывы о произведении
«Хаджи-Мурат».
Художник Е. Лансере

Повестя «Хаджи-Мурат» является одним из самых известных произведений великого русского писателя Льва Толстого.

В этой статье представлена критика о повести «Хаджи-Мурат» Толстого: отзывы о произведении.

Все материалы по повести «Хаджи-Мурат»Все материалы по творчеству Л. Толстого

 

 

Критика о повести «Хаджи-Мурат» Льва Толстого

Статья в «Литературной энциклопедии»:

В одном из лучших своих последних художественных произведений — «Хаджи Мурате» (1896—1904) — Толстой сочетал остроту социальной характеристики Николая Палкина, его сановной челяди с рисовкой подлинно народных характеров, с изображением борьбы горцев Кавказа за национальное освобождение.»
(Попов П., Юнович М. Толстой Л. Н. // Литературная энциклопедия. — М.: Худож. лит., 1939. — Т. 11. — Стб. 301—345.)

Н. К. Гудзий:

«Выдающимся по своему художественному значению произведением последних лет жизни Толстого является его повесть «Хаджи-Мурат» (1896—1904).
В «Хаджи-Мурате» с замечательным художественным мастерством нарисована фигура непокорного, свободолюбивого горца.»
(Гудзий Н. К. Лев Толстой: Критико-биографический очерк. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Худож. лит., 1960. — 215 с.)

В. Я. Лакшин:

«На склоне лет Толстой проявляет интерес к жанру рассказа. Наивысшими достижениями этого периода деятельности Толстого были повесть «Хаджи-Мурат» и драма «Живой труп». Обличая в «Хаджи-Мурате» в равной мере деспотизм Шамиля и Николая I, Толстой… воспел чистоту естественного, цельного человека и, вопреки непротивленческой философии, прославил мужество борьбы, силу сопротивления и любви к жизни.»
(Лакшин В. Я. Толстой Л. Н. // Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Сов. энцикл., 1977. — Т. 26. — С. 51—55.)

Статья в «Большой советской энциклопедии»:

«В 1900 он написал драму «Живой труп» (окончательно не отделанную), в 1896—1904 работал над повестью «Хаджи-Мурат». Оба эти произведения ярко отражают противоречия, присущие Толстому как художнику и мыслителю, во многом резко расходятся с учением Толстого о непротивлении злу. <…>

В «Хаджи-Мурате» с замечательным художественным мастерством нарисована фигура непокорного горца, драматическая судьба которого вызывает явное сочувствие Толстого. Хаджи-Мурат до своего окончательного разрыва с Шамилем вёл, подобно ему, борьбу с русскими войсками. Но личная вражда к Шамилю, желание отомстить ему побудили Хаджи-Мурата перейти на сторону русского царя. Толстой показал, что Хаджи-Мурат терпит страдания не только по вине Шамиля — он жертва и коронованного деспота Николая I и его ближайшего окружения, которые используют авторитет горца в своих политических целях. Николай I показан в «Хаджи-Мурате» деспотом, лишённым каких-либо нравственных устоев. Подстать ему и его приближённые — отец и сын Воронцовы, военный министр Чернышёв и др. Присоединение Кавказа к России сопровождалось насильническими действиями, творившимися по указаниям Николая I и его сатрапов, оскорблявшими национальное чувство кавказских горцев. Эта политика самодержавия вызывала резко отрицательное отношение Толстого, ярко отразившееся в повести. Значительное место в ней занимает изображение простых русских людей из солдатской и отчасти офицерской среды, которые сами являются жертвами действий царя и его чиновников. Благородная простота и строгость стиля и языка «Хаджи-Мурата» словно воскрешают сжатую и чеканную прозу Пушкина.»
(Толстой Л. Н. // Большая советская энциклопедия / Гл. ред. Б. А. Введенский. — 2-е изд. — М.: Большая сов. энцикл., 1956. — Т. 42. — С. 578—587.)

 

 

Н. И. Кудряшов:

«В произведениях, написанных в 1890-х и 1900-х годах, накануне революции 1905 года — в романе «Воскресение», в повести «Хаджи-Мурат», в рассказах «После бала», «За что?» — Толстой гневно разоблачает дворян и купцов, живущих за счет народа, царское правительство во главе с самим царем, полицию, суд — все, что создано для подавления народа. <…>

Толстой с большой симпатией рисует тихих и покорных людей, таких как Авдеев в «Хаджи-Мурате», как Никита в «Хозяине и работнике», как бродячий музыкант в «Люцерне». <…>

Каждый персонаж Толстого, даже самый незначительный, эпизодический, как живой встает перед читателем. Автор рисует внешние черты человека, его лицо, фигуру, одежду, но главное — передает его мысли его взгляды. Так, в повести «Хаджи-Мурат» читатель узнает не только о событиях, связанных с выходом Хаджи-Мурата к русским, но и как воспринимают это событие, что думают о нем, соответственно своему положению, своим взглядам, стремлениям, характерам, солдаты, офицеры… и другие персонажи повести. <…>

Живому восприятию и яркому представлению о людях и событиях способствует мастерское описание Толстым обстановки действия. Природа Кавказа и средней полосы России просто и правдиво опсиана в рассказах и повестях Толстого. Пейзаж тесно связан с повествованием, с повести «Хаджи-Мурат» описание природы Кавказа тесно связано с описанием кавказской войны.»
(«Избранные рассказы и повести» Л. Н. Толстой, Москва-Детгиз, 1952 г. редактор Н. И. Кудряшов)

Такова критика о повести «Хаджи-Мурат» Льва Толстого: отзывы о произведении.

Все материалы по повести «Хаджи-Мурат»Все материалы по творчеству Л. Толстого

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий