Мораль басни «Орел и Крот» Крылова, анализ, суть, смысл

Мораль басни "Орел и Крот" Крылова, анализ, суть, смысл
Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк

Басня «Орел и Крот» Крылова была написана до 12 мая 1814 г. и впервые опубликована в сборнике «Новые басни» в 1816 г.

В этой статье представлены материалы о морали басни «Орел и Крот» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

 

 

Мораль басни «Орел и Крот» И. А. Крылова

Мораль басни «Орел и Крот» заключается в том, что не стоит пренебрегать советами тех, кто кажется нам ниже по статусу или не нравится нам по каким-то причинам: иногда мнение незнакомого, но знающего человека может быть очень полезно. Гордые и высокомерные люди не любят принимать советы посторонних и из-за этого нередко оказываются в дураках.
Кроме того, не стоит судить о людях только по их внешности: порой с виду привлекательные, уважаемые и надежные люди на самом деле оказываются пустыми, испорченными и даже опасными. Так, Орел уверен, что Дуб является сильным и мощным деревом, не подозревая о его гнилых корнях и т.д.

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее первых строках:

«Не презирай совета ничьего.

Но прежде рассмотри его.»

По мнению исследователей, под Орлом автор подразумевает монарха (императора Александра I), который игнорирует мнение простого народа, то есть Крота.Поэт И. И. Хемницер комментирует мораль басни так:

«Орел по его силе, легкости полета и отваге почитается царем птиц, как лев — царем зверей, поэтому и здесь под орлом должно разуметь человека, который стоит на высокой ступени по своему звания; крот же животное маленькое, ничтожное, постоянно роющееся под землею, следовательно, им изображается здесь тоже человек, маленький, который по своему простому, низкому званию, не заслуживает особого внимания. Но из басни мы видим, что орел худо сделал, что не послушался ничтожного крота; следовательно смысл басни тот, что ни чьим советом не должно пренебрегать.

А бывает оно так и с людьми, как случилось с орлом: другой богач, которому обыкновенно все льстят, а потому и все удивляются его уму-разуму, и представить себе не может, чтобы какой-нибудь бедняк мог ему указать в чем-нибудь, подать разумный совет, а бедняк-то этот находится поближе к делу, так ему виднее, чем богачу, который смотрит на дело свысока.

Басня эта научает нас также тому, что не должно судить ни о чем по наружности, а особенно — человеке; иной такого тона задает… а как порассмотришь поближе его дела, так и увидишь, что корешки-то у него подгнили, то есть о собственном капитальце и помина нет, а прыщет он только на чужой счет, до поры до времени, а так как грохнется вдруг — предъявит себя банкротом несостоятельным, так раздавить, разорить и тех, которые доверили ему свое добро. Вот дуб-то именно указывает на токого богача, которому не следовало доверяться.» (Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова…», ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)

Педагог Д. И. Тихомиров поясняет суть и смысл басни следующим образом:

«Много зла и горя причиняет сам себе человек; много зла и горя причиняет он намеренно и без намерения и своему ближнему, и сам же от этого терпит горе: причиненное другому зло само собою несет наказание делателю его. <…>

В опасности и в беде, какая может приключиться и сильному, и маленький человек мог бы быть полезным своими знаниями и уменьем; но высокомерие и кичливость сами себя лишают услуг последнего («Орел и Крот», «Лев и Мышь»).» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

Авторы книги «И. А. Крылов и его басни» комментирует мораль басни следующим образом:

«Умным [людям]… он [Крылов] советует не презирать каким бы то ни было советом, но прежде должно обсудить его, так как и между малыми людьми много отыщется таких, которые одним только советом могут принести великую пользу и даже иногда избавить от несчастья; это показано в басне «Орел и крот».» («И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, СПб, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)

Авторы книги «Пятьдесят басен И. А. Крылова» комментируют содержание басни таким образом:

«На случай же, если бы кто из высоко стоящих неразумно возгордился и… забыл о скромных тружениках, Крылов напоминает великое значение их работы в баснях «Листы и Корни», «Орел и Крот».» (книга «Пятьдесят басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)

Это были материалы о морали басни «Орел и Крот» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий