Теория целого кафтана Лужина, суть, цитаты, экономическая теория | «Преступление и наказание»

Теория целого кафтана Лужина, суть, цитаты, экономическая теория | "Преступление и наказание"
Петр Петрович Лужин
(фильм 1969 г.)

Господин Лужин является одним из ярких второстепенных персонажей романа «Преступление и наказание» Достоевского.
Петр Петрович Лужин выступает автором двух теорий. Одна из них — теория целого кафтана, или экономическая теория Лужина. Вторая его теория — теории о бедных женах.

В этой статье представлены материалы о теории целого кафтана Петра Петровича Лужина, цитаты о ней, суть теории.
Текст эпизода можно найти можно найти в части 2 главе V романа.
— Все материалы по роману «Преступление и наказание»

 

Экономическая теория целого кафтана Лужина

Когда господин Лужин приходит познакомиться с Родионом Раскольниковым, своим будущим родственником, он некоторое время беседует с ним, а также с его другом Разумихиным и его доктором Зосимовым. Герои обмениваются некоторыми мыслями.
В ходе беседы Лужин говорит о своей теории «целого кафтана». В чем заключается ее суть? Согласно экономической теории Лужина, все люди должны думать прежде всего о своем благополучии, а не благополучии окружающих. То есть якобы не стоит делиться с кем-то своим кафтаном, так как в итоге у обоих будет только по половине кафтана, то есть по сути оба останутся без кафтана. На первый взгляд эта теория звучит вполне логично и убедительно. Приведем цитату с высказыванием самого Лужина:

«— Нет, не общее место-с! Если мне, например, до сих пор говорили: «возлюби», и я возлюблял, то что из того выходило? — продолжал Петр Петрович, может быть с излишнею поспешностью, — выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы, по русской пословице: «Пойдешь за несколькими зайцами разом, и ни одного не достигнешь». Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел и, так сказать, целых кафтанов, тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело. Стало быть, приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем самым приобретаю как бы и всем и веду к тому, чтобы ближний получил несколько более рваного кафтана и уже не от частных, единичных щедрот, а вследствие всеобщего преуспеяния. Мысль простая, но, к несчастию, слишком долго не приходившая, заслоненная восторженностью и мечтательностию, а казалось бы, немного надо остроумия, чтобы догадаться…» (часть 2 глава V)

 

 

 

В чем теория Лужина близка теории Раскольникова? Что у них общего?
Выслушав идеи Лужина, Разумихин решает поспорить с ним: молодой человек приводит пример о том, что в Москве поймали лектора, который подделывал деньги («билеты»), чтобы быстро разбогатеть; этот человек руководствовался точно такими же взглядами, как у Лужина. Господину Лужину не нравится этот пример Разумихина: он считает, что преступников должна сдерживать их нравственность, правила.
Затем уже Раскольников заявляет Лужину, что, доведя его теорию «до последствий», выйдет, что можно людей лишать жизни из личного интереса. Лужин не соглашается с Раскольниковым и отвечает, что его экономическая теория не является приглашением к преступлению. Тем не менее, теория Лужина действительно очень близка теории Раскольникова о «людях и тварях дрожащих». Согласно обеим теориям, один человек может лишить другого человека жизни при определенных условиях: 

«— А что отвечал в Москве вот лектор-то ваш на вопрос, зачем он билеты подделывал: «Все богатеют разными способами, так и мне поскорей захотелось разбогатеть». Точных слов не помню, но смысл, что на даровщинку, поскорей, без труда! На всем готовом привыкли жить, на чужих помочах ходить, жеваное есть. Ну, а пробил час великий, тут всяк и объявился чем смотрит…

— Но, однако же, нравственность? И, так сказать, правила…

— Да об чем вы хлопочете? — неожиданно вмешался Раскольников. — По вашей же вышло теории! 

— Как так по моей теории?

— А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать… 

— Помилуйте! — вскричал Лужин.

— Нет, это не так! — отозвался Зосимов.

Раскольников лежал бледный, с вздрагивающей верхнею губой и трудно дышал.

— На всё есть мера, — высокомерно продолжал Лужин, — экономическая идея еще не есть приглашение к убийству, и если только предположить…»  (часть 2 глава V)

Происхождение теории Лужина
Теория Лужина о целом кафтане появляется в романе не случайно. Дело в том, что в 1860-е годы среди русской интеллигенции были популярны работы английских экономистов И. Бентама и Д. С. Милля, сторонников утилитаризма. Согласно Бентаму, счастье человека зависит от его собственных интересов, но также зависит и от интересов общества. То есть интересы общества не должны игнорироваться и исключаться из виду.
Однако господин Лужин, как и многие современники Достоевского, извращает концепцию утилитаризма, доводит ее до абсурда — до идеи абсолютного эгоизма, когда человек думает только о себе, а интересы общества для него совершенно не важны. Эти идеи довольно далеки от изначальной концепции утилитаризма Бентама и Милля.

Это были материалы о теории целого кафтана Петра Петровича Лужина, цитаты о теории, ее суть.

— Все материалы по роману «Преступление и наказание»

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий