Вера Павловна в романе «Что делать?»: характеристика, образ, описание

Вера Павловна в романе "Что делать?": характеристика, образ, описание
«Что делать?».
Телеспектакль, 1971 г.

Вера Павловна Розальская является главной героиней знаменитого романа «Что делать?» Чернышевского.
В этой статье представлена цитатная характеристика Веры Павловны в романе «Что делать?», образ, описание внешности и характера героини.
Смотрите:— Все материалы по роману «Что делать?»

 

Вера Павловна в романе «Что делать?»

Полное имя героини — Вера Павловна Розальская. Имеется в виду ее девичья фамилия до замужества. В замужестве она берет фамилии своих мужей — сначала Лопухова, затем Кирсанова:

«Ее зовут Вера Павловна Розальская.» (глава вторая — подглава XIII)

 

«Нынешней моей фамилии она не знает, – скажите, что «m‑lle Розальская».» (глава третья — подглава II) 

Судя по всему, в первой главе романа Вере Розальской 17 лет. В 1852 году 17-летняя незамужняя Вера живет в родительском доме. После того как ей исполняется 18 лет, в том же 1852 году, она выходит замуж за Лопухова. После свадьбы Вера в одном из снов упоминает, что ей «скоро будет девятнадцать» лет:

«– С удовольствием, сестра моя, – говорит Алексей Петрович, – но вам сколько лет, милая сестра моя, осьмнадцать?

– Скоро будет девятнадцать.» (глава третья — подглава III, «Второй сон Веры Павловны»)

Вера Розальская является небогатой дворянкой простого происхождения. Среди ее предков нет знатных и богатых особ:

«Вы знаете, я очень не богата.» (глава вторая — подглава VII)

«Женитьба на ней несмотря на низкость ее происхождения и, сравнительно с вами, бедность, очень много двинула бы вперед вашу карьеру…» (Жюли о Вере и Сторешникове, глава первая — подглава V)

«…это существо низкого происхождения, низкого воспитания…» (мать Сторешникова о Вере, глава первая — подглава VIII)

«…это существо без имени, без воспитания…» (мать  Сторешникова о Вере, глава первая — подглава VIII)

О внешности Веры известно следующее:

«Много доставалось Верочке за смуглый цвет лица, и она привыкла считать себя дурнушкой.» (глава первая — подглава I)

«…а несколько поодаль лицо незнакомое – высокая стройная девушка, довольно смуглая, с черными волосами – «густые, хорошие волоса», с черными глазами – «глаза хорошие, даже очень хорошие», с южным типом лица – «как будто из Малороссии; пожалуй, скорее даже кавказский тип; ничего, очень красивое лицо, только очень холодное, это уж не по-южному; здоровье хорошее: нас, медиков, поубавилось бы, если бы такой был народ! Да, румянец здоровый и грудь широкая, – не познакомится со стетоскопом. Когда войдет в свет, будет производить эффект.» (глава вторая — подглава I)

«Или, потом: а я ему, сестрица, сказал, какие у вас ручки маленькие…» (брат Федя о маленьких ручках Веры, глава вторая — подглава I)

Вера является очень красивой девушкой:

«…очень красивое лицо…» (Лопухов о Вере, глава вторая — подглава I)

«– Это удивительно! но она великолепна!» (Жюли о Вере, глава первая — подглава II)

«А я ему, сестрица, сказал, что вы у нас красавица…» (брат Федя о Вере, глава вторая — подглава I)

«Ты девушка красивая; злых людей на свете много.» (мать Веры, глава третья — подглава III)

 

 

Она выросла в Санкт-Петербурге. Судя по всему, родилась она тоже здесь:

«Вера Павловна выросла в многоэтажном доме на Гороховой, между Садовой и Семеновским мостом.» (глава первая — подглава I)

В 12 лет Верочка начинает ходить в пансион (учебное заведение), а также учиться игре на фортепиано:

«Когда Верочке было двенадцать лет, она стала ходить в пансион, а к ней стал ходить фортепьянный учитель, – пьяный, но очень добрый немец и очень хороший учитель, но, по своему пьянству, очень дешевый.» (глава первая — подглава I)

Юная Вера учится швейному мастерству и становится хорошей швеей. В 13 лет, на 14-ом году жизни, она уже шьет одежду для всей своей семьи. Помимо этого, Вера также умеет вязать:

«Она хорошая швея.» (вступление — глава II — Первое следствие дурацкого дела)

«Когда ей был четырнадцатый год, она обшивала всю семью, впрочем, ведь и семья‑то была невелика.» (глава первая — подглава I)

«…сидела Верочка и вязала шерстяной нагрудник отцу, свято исполняя заказ Марьи Алексевны…» (глава вторая — подглава VIII)

В 16 лет Верочка перестает учиться в пансионе и брать уроки игры на фортепиано. Теперь она сама дает уроки в том же пансионе, а также в других местах:

«Когда Верочке исполнилось шестнадцать лет, она перестала учиться у фортепьянного учителя и в пансионе, а сама стала давать уроки в том же пансионе; потом мать нашла ей и другие уроки.» (глава первая — подглава I)

В частности, юная Вера дает уроки игры на фортепиано:

«Или вот, еще лучше: она дает уроки на фортепьяно.» (Серж о Вере, глава первая — подглава IV)

«– Да, могу благодарить моего создателя, – сказала Марья Алексевна: – у Верочки большой талант учить на фортепьянах…» (глава первая — подглава IV)

Отец Веры Павел Константинович Розальский служит мелким чиновником. Также он уже 14 лет служит управляющим дома, в котором его семья снимает квартиру. Кроме того, Павел Константинович занимается ростовщичеством, то есть дает деньги в долг под залог:

«…Павел Константиныч, кроме того, что управлял домом, служил помощником столоначальника в каком‑то департаменте. По должности он не имел доходов; по дому – имел, но умеренные…» (глава первая — подглава I)

«– У меня отец чиновник.» (Вера о себе, глава третья — подглава III)

«…Павел Константиныч давал деньги под ручной залог.» (глава первая — подглава I)

Мать Веры Марья Алексеевна уже много лет занимается ростовщичеством, то есть дает деньги под залог, как и ее муж:

«Выручив рублей полтораста, она тоже пустила их в оборот под залоги, действовала гораздо рискованнее мужа…» (глава первая — подглава I)

«Мать дает деньги в залог, сними брошку.» (Серж о матери Веры, глава первая — подглава IV)

У Веры есть младший брат Федор. В начале романа, когда Вере 17 лет, ее брату Феде 9 лет:

«…и 9–летним сыном Федею.» (глава первая — подглава I)

«…да как вы помешаете девятилетнему ребенку выболтать вам все…» (глава вторая — подглава I)

Мать Веры Марья Алексеевна грубо обращается с дочерью, унижает, кричит на нее, обзывает ее «цыганкой» и «чучелой», «дурой», «мерзавкой» и т.д. Кроме того, женщина любить выпить:

«Когда Верочке подошел шестнадцатый год, мать стала кричать на нее так: «отмывай рожу‑то, что она у тебя, как у цыганки! Да не отмоешь, такая чучела уродилась, не знаю в кого». Много доставалось Верочке за смуглый цвет лица, и она привыкла считать себя дурнушкой.» (глава первая — подглава I)

«– С ума ты сошла, дура? Смей повторить, мерзавка – ослушница! – закричала Марья Алексевна, подымаясь с кулаками на дочь.» (глава первая — подглава VII)

Мать никогда не бывает добра и мягка с Верочкой:

«Странен показался Верочке голос матери: он в самом деле был мягок и добр, – этого никогда не бывало. Она с недоумением посмотрела на мать.» (глава первая — подглава I)

Когда Вере исполняется 16 лет, мать перестает бить ее, но не из жалости, а потому что синяки могут увидеть потенциальные женихи. Мать начинает хорошо наряжать Веру, чтобы выдать замуж за богатого человека. Среди возможных женихов оказывается господин Сторешников, хозяин дома, где семья Веры снимает квартиру:

«Через полгода мать перестала называть Верочку цыганкою и чучелою, а стала наряжать лучше прежнего…» (глава первая — подглава I)

«…и бить ни разу не била с той поры, как прошел слух про начальника отделения.» (имеется в виду один из кандидатов в женихи, глава первая — подглава I)

Вера страдает в родительском доме. Ей тяжело жить в гнилой, гадкой атмосфере, которая царит в семье. Бедная девушка страдает от тяжелой атмосферы, хитрости, расчетливости, пошлости, цинизма. Из-за всего этого Вера образно называет родительский дом «подвалом»:

«Но теперь, мой друг, слишком душно в этом гнилом, гадком воздухе.» (глава вторая — подглава XI)

«Полгода Вера Павловна дышала чистым воздухом, грудь ее уже совершенно отвыкла от тяжелой атмосферы хитрых слов, из которых каждое произносится по корыстному расчету, от слушания мошеннических мыслей, низких планов, и страшное впечатление произвел на нее ее подвал. Грязь, пошлость, цинизм всякого рода, – все это бросалось теперь в глаза ей с резкостью новизны.

«Как у меня доставало силы жить в таких гадких стеснениях? Как я могла дышать в этом подвале?» (глава третья — подглава II)

Вера «растет в грязи», но ей удается остаться чистой и неиспорченной. Ей удается сохранить любовь к добру:

«Как я могла тут вырасти с любовью к добру? Непонятно, невероятно», думала Вера Павловна…» (глава третья — подглава II)

«…она рассудила: «а моя жизнь? – грязь, в которой я выросла, ведь тоже была дурна; однако же не пристала ко мне…» (глава третья — подглава XIV)

Вера не любит и не уважает свою мать:

«Верочка и плачет, и дрожит, и холодеет.

– Маменька, чего вы от меня хотите? Я не могу любить вас.

– А я разве прошу: полюби?

– Мне хотелось бы, по крайней мере, уважать вас, но я и этого не могу.» (глава третья — подглава III)

Вера ненавидит свою злую мать. При этом ей жаль ее, потому что та стала такой злой из-за своей тяжелой жизни:

«Верочка усиливалась победить в себе отвращение, но не могла. Прежде она только ненавидела мать, вчера думалось ей, что она перестает ее ненавидеть, будет только жалеть, – теперь опять она чувствовала ненависть, но и жалость осталась в ней.» (глава первая — подглава III)

«– Маменька, прежде я только не любила вас; а со вчерашнего вечера мне стало вас и жалко. У вас было много горя, и оттого вы стали такая.» (глава первая — подглава III)

Вера в целом не сильно любит своих родных, то есть мать, отца и брата:

«– …Кого вы больше всех любите? – я говорю не про эту любовь, – но из родных, из подруг?

– Кажется, никого особенно. Из них никого сильно.» (Вера и Лопухов, глава вторая — подглава IV)

Вера Павловна является девушкой с характером, по мнению ее знакомой француженки Жюли:

«Выслушавши Верочку, она сказала: – Да, с вами можно говорить, вы имеете характер…» (глава первая — подглава IV)

«…при своей красоте, уме и силе характера…» (Жюли о Вере, глава первая — подглава V)

При этом Вера является доброй, благородной и умной девушкой, по словам Жюли:

«Она добра и благородна, потому не стала бы обижать вас.» (глава первая — подглава V)

«…она, будучи введена в большой свет, при ваших денежных средствах, при своей красоте, уме и силе характера, заняла бы в нем блестящее место; выгоды от этого для всякого мужа понятны.» (глава первая — подглава V)

Вера — порядочная, хорошая, умная и честная девушка, по мнению Лопухова:

«– Видишь, на том уроке, которого я не бросил, семейство дрянное, а в нем есть порядочная девушка. Хочет быть гувернанткой, чтоб уйти от семейства. Вот я ищу для нее места.

– Хорошая девушка?

– Хорошая.» (глава вторая — подглава X)

«Ну, да как‑нибудь сделаем, – она же умная, поймет, что это пустяки.» (Лопухов о Вере, глава вторая — подглава XIX)

«…она умная, честная девушка…» (Лопухов о Вере, глава вторая — подглава XIX)

Она является воспитанной, почтительной девушкой, по словам ее отца:

«– Ваше превосходительство, она не осмеливалась иметь таких видов. Она почтительная девушка, мы ее воспитали в уважении.» (глава первая — подглава VIII)

«– Как же, ваше превосходительство, почтительная девушка!» (отец о Вере, глава первая — подглава VIII)

Вера не глупая женщина, но при этом она не плутовка, не обманщица:

«…вы встретили первую женщину, которая не была глупа и не была плутовка…» (автор о Вере, глава вторая — подглава XXIV)

Она является общительным человеком, по словам ее первого мужа Лопухова:

«Эта разница замечена и общим мнением, которое обозначает ее словами: человек общительный и человек замкнутый. Я принадлежу к людям не общительным, она – к общительным. Вот и вся тайна нашей истории.» (Лопухов о себе и Вере, глава четвертая — подглава I)

Вера Павловна — добрая, веселая, бойкая и живая женщина, по мнению ее знакомой Катерины Полозовой:

«Эта дама Вера Павловна Кирсанова, еще молодая, добрая, веселая, совершенно в моем вкусе, то есть, больше похожа на тебя, Полина, чем на твою Катю, такую смирную: она бойкая и живая госпожа.» (глава четвертая — подглава XVIII, (письмо Катерины Васильевны Полозовой, С.‑Петербург, 17 августа 1860 г.))

Вера не любит грустить:

«Видно, что молодая дама не любит поддаваться грусти…» (автор о Вере, вступление — глава II — Первое следствие дурацкого дела)

Она очень не любит плакать, она редко плачет:

«– Верочка, что с тобой? разве ты охотница плакать? когда ж это с тобой бывает? что ж это с тобой?» (Кирсанов о Вере, вступление — глава II — Первое следствие дурацкого дела)

«…на четвертый день она уж поплакала, чего очень не любила, но поплакала немножко…» (глава вторая — подглава XXI)

При этом она не пустой, не легкомысленный человек:

«…швеи видели, что Вера Павловна женщина не пустая, не легкомысленная, потому без всяких недоумений приняли ее предложение работать у ней…» (глава третья — подглава IV)

Вера Павловна — очень гордая девушка, по ее собственным словам:

«Вот она уже видит, из какой черты ее характера выходит недовольство, – да, она очень горда…» (глава четвертая — подглава VI)

«Мой милый, мне надобно такое дело потому, что я очень горда.» (глава четвертая — подглава IX)

В целом же она является обыкновенной девушкой, в которой нет ничего удивительного, по словам автора:

«…он видел перед собою обыкновенную молоденькую девушку, которая от души танцует, хохочет; да, к стыду Верочки, надобно сказать, что она была обыкновенная девушка, любившая танцовать.» (глава вторая — подглава IV)

«Ты добрая девушка: ты не глупая девушка; но ты меня извини, я ничего удивительного не нахожу в тебе…» (автор о Вере, глава вторая — подглава V)

Вере нравится теория разумного эгоизма, все свои поступки она привыкла объяснять этой теорией. Согласно теории, все, что делает Вера, она делает ради своей выгоды. Лопухов и Кирсанов также придерживаются этой теории:

«Он постоянно отыскивает самые затаенные причины своих действий, и ему приносит удовольствие подводить их под его теорию эгоизма. Впрочем, это общая привычка всей нашей компания. <…>

И я уж давно приобрела эту привычку. <…>

Да если послушать нас, мы все трое такие эгоисты, каких до сих пор свет не производил. А, может быть, это и правда? может быть, прежде не было таких эгоистов? Да, кажется.» (глава четвертая — подглава I)

Она называет себя эгоисткой и не стесняется этого:

«Мой друг, я очень признательна за это, но ведь и я эгоистка…» (глава четвертая — подглава I)

Вера хочет независимости, хочет делать, что хочет, ничего ни у кого не спрашивать, ни в ком не нуждаться:

«– Да, и это приятно. Но главное – независимость! Делать, что хочу, – жить, как хочу, никого не спрашиваясь, ничего ни от кого не требовать, ни в ком, ни в ком не нуждаться! Я так хочу жить!» (глава вторая — подглава IV)

Вера Павловна не хочет властвовать или подчиняться в отношениях, не хочет обманывать или притворятся. Она не гонится за богатством и блестящим положением в обществе, она хочет быть независимой и жить по-своему:

«– Вы называете меня фантазеркою, спрашиваете, чего же я хочу от жизни? Я не хочу ни властвовать, ни подчиняться, я не хочу ни обманывать, ни притворяться, я не хочу смотреть на мнение других, добиваться того, что рекомендуют мне другие, когда мне самой этого не нужно. Я не привыкла к богатству – мне самой оно не нужно… <…>

Я хочу быть независима и жить по-своему; что нужно мне самой, на то я готова; чего мне не нужно, того не хочу и не хочу.» (глава первая — подглава VI)

В отношениях с мужчиной Вера хочет сама быть свободной и не ограничивать свободу мужа. Она не хочет, чтобы супруг обязывал ее делать что-то, и не хочет требовать от него ничего:

«Так теперь я не знаю, что я буду чувствовать, если я полюблю мужчину, я знаю только то, что не хочу никому поддаваться, хочу быть свободна, не хочу никому быть обязана ничем, чтобы никто не смел сказать мне: ты обязана делать для меня что‑нибудь! Я хочу делать только то, чего буду хотеть, и пусть другие делают так же; я не хочу ни от кого требовать ничего, я хочу не стеснять ничьей свободы и сама хочу быть свободна.» (глава первая — подглава VI)

Благодаря своим прогрессивным взглядам Вера Павловна становится одной из первых женщин, чья жизнь устраивается хорошо. Именно поэтому автор и рассказывает ее историю в своем романе:

«Верочке и теперь хорошо. Я потому и рассказываю (с ее согласия) ее жизнь, что, сколько я знаю, она одна из первых женщин, жизнь которых устроилась хорошо. Первые случаи имеют исторический интерес. Первая ласточка очень интересует северных жителей.» (глава вторая — подглава I)

Вера Павловна не гонится за богатством. У нее нет большого пристрастия к деньгам. Она считает, что лучше быть нищей, чем выйти замуж за богатого, но гадкого человека, как например господин Сторешников:

«А если он этого не делает, значит, мне довольно и тех денег, которые у нас с ним есть. Это потому, что у меня нет большого пристрастия к деньгам; ведь вы знаете, что у разных людей разные пристрастия, не у всех же только к деньгам…» (глава третья — подглава IV)

«– Нет, никогда, никогда! Он гадок, это отвратительно! Я не увижусь, пусть меня съедят, я брошусь из окна, я пойду собирать милостыню… но отдать руку гадкому, низкому человеку – нет, лучше умереть.» (глава первая — подглава VI)

Даже когда Вера зарабатывает хорошо, она одевается очень скромно. Однако ботинки являются ее страстью. Судя по всему, на обуви она не экономит:

«…она одевается очень скромно, но ботинки ее страсть.» (глава третья — подглава V)

Вера Павловна считает себя скупым человеком:

«…ведь ты знаешь, у меня много надобностей, расходов, хоть я и скупа…» (вступление — глава II — Первое следствие дурацкого дела)

Однажды Вера влюбляется в студента-медика Дмитрия Лопухова, который на 4 года ее старше. Тот отвечает ей взаимностью. Вскоре 18-летняя Вера выходит замуж за Дмитрия. Таким образом он спасает бедную девушку из лап злой матери и «выпускает ее на волю из подвала»:

«– Вот, мой милый, ты меня выпускаешь на волю из подвала: какой ты умный и добрый. Как ты это вздумал?– Да как танцовали мы с тобою тогда, так и вздумал.– Милый мой, и я тогда же подумала, что ты добрый. Выпускаешь меня на волю, мой милый.» (глава вторая — подглава XVIII)

Вера объявляет Лопухову, что она не хочет жить на его деньги и будет зарабатывать на жизнь уроками:

«– Ах, мой милый, нам будет очень, очень мало нужно. Но только я не хочу так: я не хочу жить на твои деньги. Ведь я и теперь имею уроки. Я их потеряю тогда – ведь маменька всем расскажет, что я злодейка. Но найдутся другие уроки. Я стану жить. Да, ведь так надобно? Ведь мне не не должно жить на твои деньги?» (глава вторая — подглава XVIII)

Выйдя замуж за Лопухова, Вера зарабатывает деньги, давая частные уроки:

«Вера Павловна также имела два урока, хотя незавидных, но и не очень плохих. Вдвоем они получили уже рублей 80 в месяц; на эти деньги нельзя жить иначе, как очень небогато…» (глава третья — подглава I)

Вера и ее муж Лопухов живут дружно, «в ладу между собой»:

«Лопуховы живут между собою в ладу. Дебоша никакого нет. Одно только: молодых людей много бывает, да все мужнины приятели, и скромные. Живут небогато; но видно, что деньги есть. Не то что продавать, а покупают. Сшила себе два шелковых платья.» (глава третья — подглава II)

Спустя около 4 лет брака Вера и Лопухов понимают, что они разные люди: Вера влюбляется в Александра Кирсанова, друга семьи, и прямо объявляет об этом Лопухову:

«Я принадлежу к людям не общительным, она – к общительным. Вот и вся тайна нашей истории.» (Лопухов о себе и Вере, глава четвертая — подглава I)

Лопухов инсценирует самоубийство и формально оставляет Веру вдовой. Та вскоре выходит замуж за Кирсанова. В этом браке Вера чувствует себя гораздо увереннее благодаря поддержке мужа. Вера и Кирсанов знают, что Лопухов жив и что он перебрался в Европу:

«Да, теперь Вера Павловна нашла себе дело, о котором не могла бы она думать прежде: рука ее Александра была постоянно в ее руке, и потому идти было легко. Лопухов ни в чем не стеснял ее, как и она его, и только. <…>

Теперь не то. Кирсанов не ждал ее требования, чтобы участвовать во всем, что она делала; он был заинтересован столько же, как она сама, во всей ее обыденной жизни, как и она во всей его жизни. Это было уже совершенно не то отношение, как с первым мужем, и потому она чувствовала у себя новые средства для деятельности…» (глава четвертая — подглава IX)

Спустя три года после свадьбы у Веры и Кирсанова рождается сын Митя (Дмитрий), названный в честь Лопухова:

«…но, кроме того, есть еще два предмета, года через три после свадьбы явился и третий, который тут в руках у ней, Митя: он «Митя», конечно, в честь друга Дмитрия…» (глава четвертая — подглава XII)

Вера совершенно счастлива со своим вторым мужем Александром Кирсановым, по словам их знакомой Катерины Полозовой:

«– Да что ж вы знаете? Я вам только еще говорила, что они очень любят друг друга и совершенно счастливы своими отношениями.» (Катерина Полозова, глава пятая — подглава XV)

 

Швейная мастерская

Находясь в первом браке, с Лопуховым, Вера решает открыть свое дело — швейную мастерскую, которую она устраивает по-новому порядку. Она готова бесплатно заниматься этим делом, потому что оно приносит ей удовольствие:

 

«А у меня пристрастие вот к тому, чем заняться я с вами пробую, и я на свое пристрастие не то что не разоряюсь, а даже и вовсе не трачу никаких денег, только что рада им заниматься и без дохода от него себе. <…>

Добрые и умные люди написали много книг о том, как надобно жить на свете, чтобы всем было хорошо; и тут самое главное, – говорят они, – в том, чтобы мастерские завести по новому порядку. Вот мне и хочется посмотреть, сумеем ли мы с вами завести такой порядок, какой нужно.» (глава третья — подглава IV)

Мастерская шьет женские платья, белье и т.д.:

«На другой день Лопухов отнес в контору «Полицейских ведомостей» объявление, что «Вера Павловна Лопухова принимает заказы на шитье дамских платьев, белья» и т. д., «по сходным ценам» и проч.» (глава третья — подглава II)

В роли хозяйки мастерской Вера Павловна проявляет себя как расчетливая, осмотрительная, рассудительная, но в то же время добрая женщина. Она оказывается хорошей хозяйкой для своей мастерской, она умеет вести дела:

«…они успели узнать ее очень близко как женщину расчетливую, осмотрительную, рассудительную, при всей ее доброте, так что она заслужила полное доверие. Особенного тут ничего не было и не предвиделось, а только то, что хозяйка – хорошая хозяйка, у которой дело пойдет: умеет вести.» (глава третья — подглава IV)

У Веры имеется мастерство и вкус в швейном деле, которые нужны для успеха, по мнению Жюли:

«– Мое дитя, вы могли бы иметь хороший успех, у вас есть мастерство и вкус. Но для этого надобно иметь пышный магазин на Невском.

– Да, я заведу со временем; это будет моя цель. Теперь я принимаю заказы на дому.» (глава третья — подглава II)

Осмотрительная и основательная Вера Павловна тщательно отбирает девушек для своей мастерской:

«Вера Павловна сама познакомилась с этими выбранными, хорошо познакомилась прежде, чем сказала, что принимает их, это натурально; это тоже рекомендует ее как женщину основательную, и только.» (глава третья — подглава IV)

«Девушки, из которых образовалась основа мастерской, были выбраны осмотрительно, были хорошие швеи…» (глава третья — подглава IV)

Вера Павловна организовывает свое дело так, чтобы работницы были заинтересованы в успехе мастерской. Благодаря этому работа предприятия идет очень успешно:

«Девушки, из которых образовалась основа мастерской, были выбраны осмотрительно, были хорошие швеи, были прямо заинтересованы в успехе работы; потому, натуральным образом, работа шла очень успешно.» (глава третья — подглава IV)

Вера Павловна ведет свое дело терпеливо, неутомимо. При этом она хочет не распоряжаться, а только советовать и объяснять что-то своим работницам:

«Если я упоминаю о некоторых частностях, то единственно затем, чтобы видно было, как поступала Вера Павловна, как она вела дело шаг за шагом, и терпеливо, и неутомимо, и как твердо выдерживала свое правило: не распоряжаться ничем, а только советовать, объяснять, предлагать свое содействие, помогать исполнению решенного ее компаниею.» (глава третья — подглава IV)

Будучи хозяйкой мастерской, Вера ведет себя скромно и старается выводить вперед других работниц, а не себя. В итоге многие клиенты принимают ее за одну из обычных работниц:

«Вере Павловне не хотелось официально являться патроншею невесты. Да и вообще она всячески избегала всякого вида влияния, старалась выводить вперед других и успевала в этом, так что многие из дам, приезжавших в мастерскую для заказов, не различали ее от двух других закройщиц.» (глава третья — подглава IV)

Первое время Вера Павловна сама работает закройщицей в своей мастерской. Около года она трудится полный рабочий день. Затем, когда бизнес налаживается, она проводит меньше времени на работе и получает за это меньше денег, несмотря на то что она хозяйка мастерской:

«К этому времени мастерская приняла уже такой размер, что Вера Павловна не успевала одна быть закройщицею, надобно было иметь еще другую; Вере Павловне положили такое жалованье, как другой закройщице. Деньги, которые прежде откладывала она из прибыли, теперь были приняты назад в кассу, по ее просьбе, кроме того, что следовало ей, как закройщице; остальные пошли на устройство банка. Около года Вера Павловна большую часть дня проводила в мастерской и работала действительно не меньше всякой другой по количеству времени. Когда она увидела возможность быть в мастерской уже не целый день, плата ей была уменьшаема, как уменьшалось время ее занятий.» (глава третья — подглава IV)

Через полтора года в мастерской уже работает около 20 девушек:

«Скоро заказов стало получаться больше, нежели могли исполнять девушки, с самого начала вошедшие в мастерскую, и состав ее постепенно увеличивался. Через полтора года в ней было до двадцати девушек, потом и больше.» (глава третья — подглава IV)

Спустя три года в мастерской трудится более 26 швей:

«Компания имела человек пятьдесят или больше народа: более двадцати швей, – только шесть не участвовали в прогулке, – три пожилые женщины, с десяток детей, матери…» (глава третья — подглава VI)

Помимо работы в мастерской, Вера дает частные уроки, по 10 часов в неделю. Судя по всему, со временем Вера перестает давать частные уроки:

«Да, много хлопот по хозяйству. Потом надобно отправляться на уроки, их довольно много, часов 10 в неделю: больше было бы тяжело, да и некогда. Перед уроками надобно довольно надолго зайти в мастерскую, возвращаясь с уроков, тоже надобно заглянуть в нее.» (глава третья — подглава V)

К 1860 г. у Веры уже имеются две швейные мастерские. Та, что была основана первой, теперь руководит ее подруга Мерцалова. Второй, новой мастерской Вера занимается сама:

«Вещь, которую я хочу описать для тебя – швейная; собственно говоря, две швейные, обе устроенные по одному принципу…» (глава четвертая — подглава XVIII, (письмо Катерины Васильевны Полозовой, 1860 г.))

«…Вера Павловна повела меня в свою мастерскую, ту, которою она сама занимается (другую, которая была устроена прежде, взяла на себя одна из ее близких знакомых, тоже очень хорошая молодая дама)…» (глава четвертая — подглава XVIII, Письмо Катерины Васильевны Полозовой)

 

Обучение медицине 

Будучи замужем за Кирсановым, Вера Павловна решать учиться на медика. Она хочет стать одной из первых женщин-медиков. До этого времени на врача в России учились только мужчины:

«Мой муж медик. Он отдает мне все время, которое у него свободно. С таким мужем мне легко попытаться, не могу ли я сделаться медиком.

Это было бы очень важно, если бы явились, наконец, женщины – медики.» (глава четвертая — подглава X)

Вера Павловна начинает заниматься медициной и становится одной из первых женщин в России, которые учатся медицине. Теперь она чувствует себя другим человеком, у которого есть настоящее призвание:

«Итак, Вера Павловна занялась медициною; и в этом, новом у нас деле, она была одною из первых женщин, которых я знал. После этого она, действительно, стала чувствовать себя другим человеком. У ней была мысль: «Через несколько лет я уж буду в самом деле стоять на своих ногах». Это великая мысль. Полного счастья нет без полной независимости. Бедные женщины, немногие из вас имеют это счастие!» (глава четвертая — подглава XI)

Вера счастлива, что работа в медицине даст ей полную самостоятельность:

«…сладкая мысль о занятии, которое дает ей полную самостоятельность в жизни…» (о занятиях медициной, глава четвертая — подглава XII)

 

 

Особенности, привычки и слабости Веры Павловны

Юная Вера любит танцевать, как многие девушки (речь идет о Вере в 17-18 лет):

«…да, к стыду Верочки, надобно сказать, что она была обыкновенная девушка, любившая танцовать.» (глава вторая — подглава IV)

У Веры сильный голос. Она сама могла бы стать актрисой или певицей, по мнению ее подруги Жюли:

«…и Жюли вздумала спросить, – прежде не случилось вздумать, – зачем Верочка заводит мастерскую? ведь если она думает о деньгах, то гораздо легче ей сделаться актрисою, даже певицею: у нее такой сильный голос; по этому случаю опять уселись.» (глава третья — подглава II)

Она любит оперу. Когда она выходит замуж за Лопухова, она часто бывает в опере:

«Почти каждый из вечеров, которые они проводят только втроем, устраивается на час, и даже часа на два, музыка: Дмитрий Сергеич играет, Вера Павловна поет, Кирсанов сидит и слушает; иногда Кирсанов играет, тогда Дмитрий Сергеич поет вместе с женою. Но теперь часто случается, что Вера Павловна спешит из мастерской, чтобы успеть одеться в оперу: теперь они очень часто бывают в опере, наполовину втроем, наполовину один Кирсанов с Верою Павловною.» (глава третья — подглава XVI)

Она любит поесть с аппетитом и два раза в день пьет чай. Также она может выпить рюмочку хереса:

«Я, нисколько не совестясь, уж очень много компрометировал Веру Павловну со стороны поэтичности; например, не скрывал того, что она каждый день обедала, и вообще с аппетитом, а кроме того, по два раза в день пила чай.» (глава четвертая — подглава XI) 

«…и непрочь покушать с аппетитом, и, пожалуй, выпить рюмочку хересу…» (глава третья — подглава XXXI)

Вера Павловна любит сладкое, в частности сладкое печенье:

«А ты любишь сладко покушать, Верочка, – правда?

– Правда, – говорит Верочка и улыбается, что уличена в любви к сладким печеньям и в хлопотах над ними в кухне.» (глава третья — подглава III)

Она очень любит сливки. Это еще одна ее страсть. Когда Вера Павловна пьет чай со сливками, то сами сливки занимают больше половины чашки:

«…впрочем, Вера Павловна – нет, Верочка: она и за утренним чаем еще Верочка – пьет не столько чай, сколько сливки; чай только предлог для сливок, их больше половины чашки; сливки – это тоже ее страсть. Трудно иметь хорошие сливки в Петербурге, но Верочка отыскала действительно отличные, без всякой подмеси. У ней есть мечта иметь свою корову; что ж, если дела пойдут, как шли, это можно будет сделать через год.» (глава третья — подглава V)

Вера Павловна любит долго принимать ванну, любит играть с волосами, а также она любит долго надевать ботинки. Ботинки являются ее страстью:

«Как же долго она одевается! – нет, она одевается скоро, в одну минуту, но она долго плещется в воде, она любит плескаться, и потом долго причесывает волосы, – нет, не причесывает долго, это она делает в одну минуту, а долго так шалит ими, потому что она любит свои волосы; впрочем, иногда долго занимается она и одною из настоящих статей туалета, надеванием ботинок; у ней отличные ботинки; она одевается очень скромно, но ботинки ее страсть.» (глава третья — подглава V)

 

Это была цитатная характеристика Веры Павловны Розальской в романе «Что делать?» Чернышевского, образ, описание внешности, характера, взглядов героини в цитатах.
Смотрите:— Все материалы по роману «Что делать?»

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий