С 15 ноября по 15 декабря во Всероссийском музее декоративного искусства в Москве проходит выставка «Заонежская вышивка: коллекции и судьбы». На выставке представлено более сотни предметов XIX-XX веков из собраний музеев и архивов России, многие из которых демонстрируются публике впервые. Выставка организована совместно с музеем-заповедником «Кижи».
Фото предоставлено организаторами
Заонежская вышивка, крупнейший народный промысел Карелии, занимает особое место в декоративно-прикладном искусстве Русского Севера. С момента основания артели в 1929 году в селе Хашезеро и по сегодняшний день фабрика в Медвежьегорске изготавливает изделия, сохраняющие традиционные мотивы и приемы вышивки «тамбур», «строчка по сетке», « мережка».
В первой части выставки представлены мастерства заонежских вышивальщиц XIX и начала XX века, такие как «Цветочное полотенце» и обзор 1920-х годов, выполненный первой главой артели Парасковьей Назаровой. Также посетители увидят полотенца из коллекции музея-заповедника «Кижи», собранные в ходе экспедиций 1970-х годов, и фотографии вышивальщиц из коллекции Национального музея Республики Карелия, сделанные фотографом Яковом Роскиным во время поездки в Заонежье в 1938 году.
В 1930-40-е годы в заонежской вышивке стали активно использоваться пропагандистские мотивы и сюжеты из карело-финского эпоса «Калевала». Послевоенный период был одним из самых тяжелых для артели, разрушенной войной. Документы на выставке рассказывают, как сложно было вышивальщицам совмещать работу и семейную жизнь.
На выставке также представлены предметы 1960–80-х годов — периода, когда ассортимент компании кардинально изменился. «Заонежская вышивка» перешла на машинное производство и стала сотрудничать с НИИ художественной промышленности. Ярким примером совместной работы художников и технологов стала экспериментальная «стежка», выполненная из домашнего текстиля.