Сюрреализм — авангардистское течение в живописи, кино и литературе, возникшее в начале ХХ века и активно развивавшееся в период между двумя мировыми войнами. Характерными чертами стиля являются использование аллюзий и парадоксальное сочетание форм. Вода под кистью художников-сюрреалистов застывает, а камни, наоборот, становятся жидкими и растекаются.
Последователи этого стиля черпали вдохновение из глубин собственного подсознания, перенося на холст невысказанные мысли, создавая фантастические миры, сочетающие вымысел и реальность.
- Происхождение термина «сюрреализм»
- Отличительные черты
- Идеи
- Отличия от других направлений
- История возникновения направления
- Развитие направления в России
- Известные художники-сюрреалисты
- Джорджо де Кирико
- Андре Массон
- Вольфганг Паален
- Рене Магритт
- Ив Танги
- Сальвадор Дали
- Знаменитые сюрреалистичные картины
- Скрипка Энгра, Ман Рэй
- Материнство, Жоан Миро
- Постоянство памяти, Сальвадор Дали.
- Кукла, Ханс Беллмер
- Ангел домашнего очага, Макс Эрнст.
- Корни, Фрида Кало.
- Спящая Венера, Поль Дельво
- Жертвоприношение солнцу, Джорджо де Кирико
- Сын человеческий, Рене Магритт
- Заметки для Апокалипсиса, Доротея Таннинг
- Современный сюрреализм
Происхождение термина «сюрреализм»
По-французски «сюрреализм» означает «сверхреализм» (surréalisme). Это слово используется как противопоставление гиперреализму. И если в последнем случае предметы изображены с фотографической точностью, то характерной чертой французского направления является минимальное сходство с реальностью.
Основной инструмент художников-сюрреалистов — аллюзии, намеки и происхождение аналогий с каким-либо историческим или политическим фактом. Часто авторитетные критики и эксперты сравнивают этот стиль со «сном наяву».
Одним из первых, кто сформулировал термин сюрреализм в 1924 году, был основоположник этого направления в искусстве Андре Бретон. Он сформулировал следующее определение нового для того времени направления: «чистый мыслительный автоматизм, цель которого состоит в том, чтобы выразить письменно, устно или иным образом реальную функцию мышления». С точки зрения художника, созданное им направление представляет собой неконтролируемый диктат мыслей, выходящих за рамки бытующих в обществе нравственно-эстетических канонов.
Отличительные черты
Сюрреалисты признают превосходство подсознания над окружающей действительностью. Они отвергают традиционный подход к написанию художественных произведений и определяют свободу восприятия мира как важнейшую ценность для любого творческого человека.
Картины последователей этого художественного стиля можно узнать по следующим признакам:
- Абсурдное сочетание образов, реальности и вымысла.
- Обилие нестандартных, фантасмагоричных форм.
- Чрезмерно эпатажно, бросая вызов социальным устоям, моральным канонам.
- Обращение к магическим, фантастическим и эротическим мотивам.
Доподлинно известно, что многие сюрреалисты писали свои картины, находясь под воздействием наркотиков и алкоголя, которые затуманивали мозг и позволяли им проникнуть в подсознание. Снова и снова художники рисковали своим здоровьем, пытаясь подняться над обыденностью, освободиться от обыденных и обыденных мыслей, чтобы наконец подарить миру уникальные полотна, стоимость которых сегодня превышает десятки миллионов долларов.
Идеи
На формирование и дальнейшее развитие французского сюрреализма сильное влияние оказала теория психоанализа, сформулированная Зигмундом Фрейдом. Для наиболее полного понимания основных идей художественного направления прежде всего необходимо ознакомиться с подробностями научного толкования сновидений. По Фрейду, пока человек спит, его мозг находится в состоянии покоя, а подсознание владеет разумом человека.
Сны в работах сюрреалистов становятся продолжением реальности, не ограниченной рамками повседневности. Во многом работы, выполненные в этом стиле, становятся своеобразным экспериментом и вызовом для общества. При этом законы академической живописи соблюдаются авторами картин во всей их полноте. Так, в чудесных абстракциях мы можем наблюдать игру света и тени, которая соседствует с необычными цветами и оттенками или причудливым сочетанием форм.
Нереальный мир, созданный художником, производит впечатление чего-то неустойчивого и размытого, живущего по своим законам, которые просто не подвластны человеческому сознанию. Такой подход позволил авторам написать совершенно разные и разные произведения, объединенные общей идеей и чертами сюрреалистического стиля.
Отличия от других направлений
Показать таблицу
Контрольный период | Страна происхождения | Ключевая идея | |
Сюрреализм | В начале 20 века | Франция | Мечты, сочетание абстрактных форм и аллюзий. |
Футуризм | 1910-1920 гг | Италия | Культ будущего и неприятие прошлого |
Экспрессионизм | Первые десятилетия 20 века | Германия и Австрия | Художественный стиль, в котором автор стремится показать не объективную реальность, а собственное субъективное видение (эмоции и реакции) того, что вызывают в нем события и предметы |
Модернизм | Конец 19 века — начало 20 века | Франция | Определенный разрыв с существующим историческим опытом искусства, стремление установить в искусстве новые нетрадиционные начала, непрерывное обновление художественных форм |
Абстракционизм | В начале 20 века | Германия | Отказ от привычного изображения предметов и явлений в пользу нефигуративных композиций, открывающих «новую» реальность. |
Дадаизм | 1916-1922 гг | Швейцария | Самое примитивное отношение к окружающей действительности |
Кубизм | 1906-1907 гг | Франция | Слияние простых геометрических фигур. |
История возникновения направления
Как новое направление в искусстве движение сформировалось в двадцатых годах прошлого века во Франции. Основоположником этого стиля был Андре Бретон, опубликовавший в 1924 году знаменитый «Манифест сюрреализма».
Сад земных наслаждений
Иероним Босх
Но, по мнению ряда исследователей, характерные абстрактные мотивы можно найти и в произведениях европейских мастеров, живших и творивших в эпоху Возрождения. Наглядным доказательством этой точки зрения можно считать триптих «Сад земных наслаждений» И. Босха, который наполнен причудливыми фигурами, созданными воображением художника.
Сальвадор Дали назвал итальянца Джузеппе Арчимбольдо отцом сюрреализма. Его кисти принадлежат такие шедевры, как «Четыре стихии» и «Времена года», в которых одушевленные и неодушевленные предметы образуют аллегорические человеческие портреты.
Принято считать, что направление сюрреализма, как самостоятельное направление в искусстве, образовалось из французского нигилистического течения «дадаизм». Первая выставка произведений искусства, созданных в новом для того времени жанре, была организована в 1925 году в Париже. Однако уже в начале 30-х годов в направлении начал назревать первый кризис, спровоцированный политическими убеждениями Андре Бретона. После вступления основателя движения во Французскую коммунистическую партию более половины его сторонников покидают движение.
Мировая известность пришла к сюрреалистам благодаря международным художественным выставкам, проходившим в 1936-1937 годах в лучших английских, японских и французских художественных галереях. Несмотря на то, что многие специалисты рассматривают начало Второй мировой войны как официальное закрытие движения, Сальвадор Дали, один из самых известных и выдающихся художников, чье творчество неразрывно связано с этим жанром, довольно успешно продолжает совершенствоваться в этом направления в послевоенный период.
В 40-е и 50-е годы ХХ века картины мастера хорошо продавались и пользовались неизменным спросом у ценителей живописи. Тенденция окончательно растворяется в авангарде в 70-х годах XX века.
Развитие направления в России
В отличие от импрессионизма, абстрактный сюрреализм не получил широкого распространения в России. Вполне вероятно, что это связано с глобальными политическими, социальными и экономическими преобразованиями, происходившими в стране в 20-40-х годах ХХ века.
Кроме того, в Советском Союзе немедленно пресекались даже малейшие отклонения от идеологического курса правящей партии, рассматривавшиеся как «чуждые советскому народу элементы» и происки Запада, погруженного в капитализм.
Зарождение сюрреализма в России, как самостоятельного течения в искусстве, связано с именем Александра Николаевича Бурганова, специализирующегося на создании причудливых и парадоксальных скульптур. Фантазийные и иллюзорные мотивы прослеживаются и в творчестве советских художников. В качестве примера стоит привести картину «Директор погоды», созданную русским писателем Александром Тышлером. Многие исследователи сравнивают это произведение с творчеством знаменитого Сальвадора Дали.
По характеристике и оценкам некоторых специалистов более поздние работы Казимира Малевича по праву можно отнести к сюрреалистическому направлению («Три девушки»).
Известные художники-сюрреалисты
К числу признанных мастеров сюрреалистического направления в искусстве можно отнести следующих выдающихся авторов.
Джорджо де Кирико
Первые фантастические, метафизические работы этого художника были представлены требовательному европейскому обществу за несколько лет до официального основания нового направления в искусстве. Одной из самых известных работ автора стала картина «Меланхолия и тайна улицы».
Андре Массон
Свои самые известные картины этот художник писал под гипнозом и в состоянии опиумного транса. Этот яркий представитель творческого бомонда постоянно экспериментировал с материалами, техниками и новыми технологиями.
Вольфганг Паален
Он считается изобретателем такого художественного приема, как дым, который позволяет создавать рисунок на холсте сажей от горящей свечи.
Рене Магритт
Он категорически отрицал собственную приверженность сюрреализму, называл себя основоположником принципиально нового направления, которое обозначил как «магический реализм». Самым известным и неоднозначным полотном автора стал «Сын человеческий».
Ив Танги
Талантливый американский мастер-самоучка, не имеющий академического образования, написавший выдающиеся произведения в жанре сюрреализма. Большая часть произведения посвящена морю, в которое Танги был влюблен с раннего детства.
Сальвадор Дали
Самый известный представитель ручья. Руке этого выдающегося творческого человека принадлежит более полутора тысяч работ, пользующихся коммерческим успехом у покупателей.
Сегодня работы, созданные известными художниками-сюрреалистами начала ХХ века, оцениваются в миллионы долларов и занимают почетные места в частных коллекциях, лучших музеях и художественных галереях мира.
Знаменитые сюрреалистичные картины
Художественные произведения, созданные в жанре сюрреализма, воплощают в себе уникальную фантастическую вселенную, с воображаемыми предметами, явлениями и связями между ними, которые всегда привлекают внимание зрителя, погружая его в зыбкий мир красочных снов и причудливых игр подсознания.
Скрипка Энгра, Ман Рэй
По мнению современных специалистов и критиков, черно-белое коллажное изображение обнаженной женщины по праву можно считать хрестоматийным образцом сюрреалистических картин. Ман Рэй сумел добиться невероятного контраста между молочно-белой спиной женщины и черным фоном.
Отсылкой к музыкальному инструменту стала узнаваемая символика рисунков, нанесенных на мраморную кожу героини. Название произведения не менее аллегорично — не секрет, что у французского художника Энгра, помимо живописи, было два увлечения: женщины и игра на скрипке.
Материнство, Жоан Миро
Это одна из первых картин испанского мастера, выполненная в сюрреалистическом стиле. Работа создана в 1924 году, в ней отчетливо виден узнаваемый стиль автора, где всевозможные геометрические фигуры заменяют анимированные объекты.
Чтобы показать связи между объектами и направления их движения, Жоан Миро часто использует пунктирные или прямые линии.
Постоянство памяти, Сальвадор Дали.
Это полотно также известно под такими названиями, как «Постоянство памяти», «Твердость памяти» и «Мягкие часы». Картина считается канонической для всех сюрреалистов. Сам Дали, вспоминая, как писал свою самую известную картину, говорил следующее.
Однажды из-за чрезмерной усталости у артиста случился сильный приступ мигрени, из-за которого он был вынужден отказаться от похода в кино с друзьями. На ужин Дали решил съесть плавленый сыр. Глядя на сверхмягкое изделие, в сознании художника родилась идея воссоздать на холсте что-то столь же мягкое.
Он отправился в мастерскую и через несколько минут нарисовал на холсте ствол безлистной оливы, но на этом работа остановилась. Решив передохнуть, мастер выключил свет и буквально «увидел» часы, медленно свисающие с обрубленной ветки оливкового дерева.
Кукла, Ханс Беллмер
Ханс Беллмер начал работу над написанием оригинальной серии «сломанных» кукол еще в 1933 году. Примечательно, что идея создать одну из самых известных сюрреалистических картин пришла автору во время игры со своим двоюродным братом.
Как отмечал сам художник, когда писал произведение, он ставил перед собой цель раскрыть застенчивые, глубокие мысли маленьких девочек, которые с бездетной жестокостью вносят в забаву невинных «тень уродства» и любовь, граничащую с ненавистью дети.
Ангел домашнего очага, Макс Эрнст.
Невероятно мрачная и атмосферная работа скрывает в себе страшную метафору из конца 30-х годов прошлого века. Как и многие другие творческие люди того времени, Эрнст ясно видел, сколь губителен фашизм, и всеми фибрами души чувствовал приближение кровопролитной Второй мировой войны. Главным героем произведения стал выразительный монстр в пестрых лохмотьях, олицетворяющий фашистский режим.
Корни, Фрида Кало.
Картина написана в 1943 году Фридой Кало, которая считается одной из самых дорогих художниц ХХ века. Из-за травмы позвоночника талантливая, харизматичная и очень красивая женщина оказалась прикованной к постели, что невероятно тяготило ее неугомонную, творческую натуру. В произведении «Корни» она постаралась изобразить все нравственные, нравственные и физические страдания, на которые обрекла ее неизлечимая болезнь.
Спящая Венера, Поль Дельво
Delvaux был введен в конце Второй мировой войны. После долгого путешествия по Италии Пол проникся многовековой архитектурой этой страны, что привело его к созданию целой серии сюрреалистичных городских пейзажей.
Обнаженная Венера была изображена мастером маслом в окружении древнего города и загадочных фигур, одна из которых представляла собой полуистлевший скелет.
Жертвоприношение солнцу, Джорджо де Кирико
Итальянский сюрреалист Джорджио де Кирико писал в трех основных форматах — пейзаж, натюрморт и автопортрет — и сочетал в своих работах неуместные, абстрактные объекты и множество геометрических зданий. Целая серия картин художника посвящена неповторимой и такой далекой красоте солнца и луны, которые связаны между собой вездесущими электрическими проводами. Создается впечатление, что светильники обмениваются друг с другом энергией, наполняя окружающее помещение теплом.
Сын человеческий, Рене Магритт
Картина была создана бельгийским мастером в 1964 году и стала последней работой в творчестве художника. Причудливое сопоставление контуров и фактур различных предметов, образующих при ближайшем рассмотрении человеческие лица, стало авторской «фишкой» сюрреалиста.
Лицо магриттовского «Сына Человеческого» скрыто зеленым яблоком, явно отсылающим зрителя к библейской легенде об Адаме и Еве. Автор уверен, что в человеческой природе таится непреодолимое желание познать невидимое, при этом мы не обращаем внимания на то, что на самом деле находится прямо перед нами.
Заметки для Апокалипсиса, Доротея Таннинг
Жена Макса Эрнста, Доротея Таннинг, продолжала создавать картины в жанре сюрреализма вплоть до 80-х годов прошлого века. После смерти любимого мужа художница переезжает на ПМЖ в Нью-Йорк, где пишет впечатляющие работы, наполненные спутанными конечностями и хвостами.
Картина «Записки к Апокалипсису» написана под впечатлением воскресного обеда. Искусно вышитое полотно напомнило Доротее некую сетку, пытавшуюся создать видимость порядка в окружающей ее комнате.
Современный сюрреализм
Искусство и творчество, а также мода постоянно развиваются. Под влиянием политических, социальных и экономических явлений в обществе появляются новые формы самовыражения, совершенствуются существующие и давно забытые стили и направления. Современный сюрреализм представляет собой причудливое сочетание постмодернизма, визионерского искусства, авангарда, поп-сюрреализма.
Современные художники, в отличие от творческих деятелей начала ХХ века, не стремятся углубляться в самобытную философию течения, учитывая ее непосредственность, эпатажность, отвлеченность и размытость действия.
Интересным образцом современных работ в жанре сюрреализма могут быть картины девушки Отем де Лес, которая активно экспериментирует с новыми техниками и приемами. Затем в одной из своих картин художница использует корни растения, чтобы показать динамику огня.
Не меньший интерес у специалистов вызывают портреты русского художника О. Шупляка, основанные на иллюзиях. При ближайшем и вдумчивом рассмотрении полотна становится понятно, что мастеру удалось совместить в одной картине две неповторимые истории.
Современные сюрреалисты делятся со зрителем собственными страхами, болью и сомнениями, уделяют пристальное внимание эмоциональным переживаниям человека и быстротечности его жизни. Каждая работа словно призывает нас разгадать некую тайну, смысл которой скрыт за ассоциациями и иллюзиями.