Направление постимпрессионизма в искусстве рассматривается критиками как совокупность новаторских идей выдающихся талантов конца 19 века (1880-х — начала 20 века). Так сложилось исторически, что во Франции возникла интересная тенденция. Все, кто овладел навыками импрессионизма, изучил все предшествующие классические направления в искусстве, стали черпать вдохновение в другом: поиске индивидуального стиля.
- Описание стиля
- История возникновения
- Был ли в России?
- Отличия от импрессионизма, романтизма и реализма
- 10 великих художников –постимпрессионистов
- Поль Сезанн
- Анри де Тулуз-Лотрек-Монфа
- Винсент Ван Гог
- Поль Гоген
- Анри Матисс
- Жорж Сёра
- Поль Серюзье
- Анри Шарль Манген
- Огюст Эрбен
- Товидар Костка
- 10 известных картин в стиле постимпрессионизм
- Пейзаж «Гора Сент-Виктуар» Поль Сезанн
- «Кувшин и фрукты» Поль Сезанн
- «Мужчина с трубкой» Поль Сезанн
- «Две Таитянки» Поль Гоген
- «Женщина, держащая плод» Поль Гоген
- «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда идём?» Поль Гоген
- «Пшеничное поле с кипарисами» Ван Гог
- «Звёздная ночь над Роной» Ван Гог
- «Башмаки», Ван Гог
- «Купальщики в Аньере» Жорж Сёра
- Постимпрессионизм в других видах искусства
- Значение в искусстве
Описание стиля
Для новой художественной эпохи характерны: отказ от общепринятых канонов, отказ от объемного изображения. Используемые художественные приемы – декоративная стилизация, условное изображение предметов и людей.
На этих снимках нельзя запечатлеть мгновенное мгновение, наоборот, здесь все застыло «вне времени и пространства». Поэтому на портретах вы не увидите внутреннего мира героев, не опишете их психологическое состояние.
Наоборот, каждый представитель постимпрессионизма в живописи пытался передать через свое творчество только собственные переживания. Он часто выбирал для своих шедевров мотивы, не свойственные европейскому быту. Например, жизнь туземцев на острове Таити или японская гравюра.
На гравюрах также часто проявляется неприятие современности: трагическая безысходность красавиц Мулен Руж, бессмысленное тщеславие парижской богемы. Поэтому талантливые мастера ищут идеальный мир. Они находят вдохновение в местах, где нет цивилизации.
Общие черты новоевропейского стиля:
- На фотографиях время как будто остановилось.
- Яркие пятна цвета, игра цветов.
- Детали мозаики, такое впечатление, что рисунок нарисовал ребенок.
- Плотность, жесткость, отсутствие перспективы, отсутствие объема.
- Нюансы художника не интересуют, изображена условная и плоская структура.
- Есть идеи о поиске идеального мира, идеальной вселенной.
- Через творчество передается авторское настроение, внутренние переживания.
Постимпрессионизм в живописи стал источником возникновения двух направлений: пуантилизма и наби:
- Первое направление отличается аккуратностью, рисунок выполнен линиями правильной формы.
- Второй тип близок к литературной символике. Автор творца становится настоящим философом и вкладывает смысл и идеи в творение.
История возникновения
XIX век запомнился нашим потомкам как время неоклассицизма, романтизма, академизма. Авторы работ с академической точностью изображали людей и природу, изображая их чувства и переживания. Но среди талантов нашлись и те, кто не хотел придерживаться фотографической точности, кто хотел вести диалог со зрителем через изображение, преподнесенное все субъективно.
В 1886 году широкая французская публика была представлена таким философам на последней выставке импрессионистов, организованной в Париже. Здесь были представлены полотна Жоржа Сёра, Гогена и Ван Гога. Так импрессионизм стал родоначальником постимпрессионизма.
Франция стала родиной известных художников, так как в Париже часто проходили творческие встречи, банкеты, мероприятия и выставки. В связи с бурной городской жизнью возник интерес к экспериментам, не ослабела жажда поиска новых художественных решений.
Термин французский постимпрессионизм впервые употребил искусствовед Роже Фрай по отношению ко всем направлениям творчества, возникшим с 1980 по 1905 год. Он понимал это течение как реакцию на импрессионизм, отрицание старых догм.
С помощью символов начали общаться многие художники в Европе. Этот факт побудил Роджера Фрая организовать выставку в галерее Графтон в Лондоне. Она называлась «Мане и художники-постимпрессионисты». Здесь были представлены три выдающихся писателя: Винсент Ван Гог, Поль Гоген и Поль Сезанн.
Был ли в России?
Направление постимпрессионизм пришло в Россию в начале 20 века. Критики называют это «русским сезаннеизмом». Кончаловский («Франция. Немур», 1908), Ларионов («Груша», 1908) и Гончарова («Пейзаж с красной землей», 1909) пытались писать в ролевом стиле).
Отличия от импрессионизма, романтизма и реализма
Романтизм был первым движением, развившимся во Франции в первой половине 19 века. Романтики словно искали отдушину от своей скучной жизни. В своих картинах они воспевали волевых людей, одухотворяли природу и дополняли полотна экзотическими мотивами. В их произведениях был бунт, игра воображения.
Во 2-й половине 19 в в европейском искусстве усилилось влияние реализма. Признаками этого направления является точное копирование сцен из реальной жизни. В этом смысле живописцы находились в противоборстве с течением романтизма.
Последователи направления импрессионизма старались живо прочувствовать и передать на своих полотнах свои мимолетные впечатления. При этом они, естественно, передавали предметы.
В отличие от импрессионизма, фигуры новой школы пытались передать не ускользающую реальность, а вечные мгновения. Их интересует все неизменное, постоянное. Для объектов сохранены размытые рамки, убрано трехмерное изображение. Но объекты на плоскости остаются вне времени.
Постимпрессионизм — это крик души, субъективная оценка мира. Недаром из рук мастеров с непростой судьбой получались настоящие шедевры. Картины Ван Гога, например, стали субъективными. Они стали добавлять глубокий философский смысл.
10 великих художников –постимпрессионистов
Поль Сезанн
Поль Сезанн – яркий представитель постимпрессионизма, самобытный французский художник. Он пришел к выводу, что все объекты в природе можно представить с помощью всего лишь трех форм: сферы, конуса и цилиндра. Любой пейзаж, натюрморт у него получилась жесткая условная структура.
Анри де Тулуз-Лотрек-Монфа
В Европе он был известен как мастер графики и плаката. Француз любил изображать на своих полотнах сцены из кабаре «Мулен Руж». Для него это были люди, которые жили бесцельно и бездумно. Картины передают боль, тщеславие, бессмысленность жизни куртизанок и посетителей увеселительного заведения.
Винсент Ван Гог
Искусство этого гения имеет религиозный подтекст, заповедь «Возлюби ближнего своего». Своими картинами он пытался показать красоту окружающего мира. Однако в жизни Винсента было много предательств и разочарований, поэтому просмотр его картин вызывает у зрителя глубокий диссонанс.
Поль Гоген
В своих творениях он описывал своеобразие жизни туземцев, красоту тайских женщин. Время на его полотнах словно остановилось. Это идеальная вселенная. Именно поэтому его акварели яркие и красочные.
Анри Матисс
Он первопроходец, передавший свои чувства через цвет и форму. Анри занимался как искусством, так и скульптурой. В 1910 году его творениями заинтересовались предприниматели из России Щукин и Морозов
Жорж Сёра
Жорж Сёра считается основоположником пуантилизма. Используя отдельные цветные точки, он воссоздавал свои творения на обычных деревянных дощечках.
Поль Серюзье
Художник был членом группы Наби. Под влиянием художественного воображения он создавал причудливые образы. В его мифопоэтических композициях воспевается мир природы и быт бретонских крестьянок.
Анри Шарль Манген
Получив образование в Высшей школе изящных искусств, он всю жизнь прожил во Франции, путешествовал по миру, выставлялся в Салоне Независимых. На его полотнах изображены пейзажи Средиземноморья и портреты жены Жанны.
Огюст Эрбен
Родился в Северной Франции. Известен как сторонник геометрического абстракционизма.
Товидар Костка
Творчество этого гения в Венгрии получило признание только после его смерти. Современники считали его картины «бредом сумасшедшего».
10 известных картин в стиле постимпрессионизм
Пейзаж «Гора Сент-Виктуар» Поль Сезанн
Гора Сент-Виктуар
Поль Сезанн
Горы застыли навсегда и потеряли свою структуру.
«Кувшин и фрукты» Поль Сезанн
Кувшин и фрукты
Поль Сезанн
Художник игнорирует правильную проекцию размещения предметов на столе. Яблоки можно увидеть с разных сторон.
«Мужчина с трубкой» Поль Сезанн
Мужчина с трубкой
Поль Сезанн
Портреты изображаются так же, как и неодушевленные предметы. У людей нет чувств. Черты лица выглядят пятнистыми.
«Две Таитянки» Поль Гоген
Два таитянца
Поль Гоген
Мотивы выполнены в светлых тонах. На картине изображены две обнаженные до пояса женщины. Один из них держит цветы манго.
«Женщина, держащая плод» Поль Гоген
Женщина держит плод
Поль Гоген
Художник изображает таитянку с плоским лицом. Вся природа нарисована им как узоры на ее юбке.
«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда идём?» Поль Гоген
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?
Поль Гоген
Изображение заставляет задуматься о тщетности достижения благ цивилизации.
«Пшеничное поле с кипарисами» Ван Гог
Пшеничные поля с кипарисами
Ван Гог
На картине изображена летняя идиллия: спелая пшеница, одинокий кипарис и маки. Небо похоже на узорчатую клеточку.
«Звёздная ночь над Роной» Ван Гог
Звездная ночь над Роной
Ван Гог
В репродукции использованы два любимых цвета мастера: ярко-синий и ярко-желтый.
«Башмаки», Ван Гог
Обуви
Ван Гог
С этого образа «переводится» чувство одиночества автора.
«Купальщики в Аньере» Жорж Сёра
Купальщицы в Аньере
Жорж Сёра
Пейзаж написан мелкими мазками цвета. Само изображение оставлено по принципу контраста.
Постимпрессионизм в других видах искусства
Французский постимпрессионизм оказал влияние на все области искусства, в том числе и на музыку. Примером пуантилизма, то есть точечной мелодии, являются произведения Веберна («Вариации для фортепиано»). В этом случае музыка разбивается на отдельные фрагменты, каждый фрагмент исполняется отдельным исполнителем или под аккомпанемент отдельного инструмента.
Значение в искусстве
Постимпрессионизм в 19 веке, его дальнейшее влияние на развитие культуры всей человеческой цивилизации невозможно переоценить. Стиль, характерный для французской школы, признан новаторским направлением в искусстве. Благодаря гениям 19 века были заложены основы кубизма (Пабло Пикассо), кубофутуризма (Куприн), экспрессионизма, символизма и модерна.