Доминирующей философией, оказавшей непосредственное влияние на развитие изобразительного искусства в Японии в 15-16 веках, был дзен-буддизм, пришедший из Китая. В него гармонично наложились традиционные верования японского синтоизма, пропагандировавшие близость к природе и полное единение с ней. Дзен-буддизм, являющийся ветвью традиционного буддизма, призывал найти Будду внутри себя. Это можно сделать, созерцая красоту природы, как непосредственно любуясь пейзажем, так и наблюдая за природной сценой, изображенной на картине. Таким образом было достигнуто умиротворение и состояние «чистого, пустого ума», необходимые для поиска внутреннего Будды. Пейзаж в японской живописи стал одним из жанровых ответвлений традиционной гравюры укиё-э, выполненной в виде ксилографии на дереве. Основными сюжетами, которыми занимались известные японские художники, были популярные мотивы из жизни ремесленников, рыбаков и земледельцев, протекавшей на фоне величественной и мирной японской природы. Мастером синтеза человеческого и природного был художник Касусика Хокусай, живший в 18 веке. Впервые в японском искусстве он изобразил природу как символ дзен-буддизма, в то же время конкретно и ярко показав ее родину. В своей серии картин «Тридцать шесть видов Фудзи», а также «Путешествие по водопадам страны» ему удалось донести до зрителя настоящую красоту разных уголков природы, показанных с разных ракурсов и с разных раз в году.
Священная гора Фудзи – потухший вулкан, который часто изображали японские художники, является самым величественным символом дзен-буддизма и заставляет человека проникнуть в глубины своего сознания. В гравюрах Касусико Хокусай этот пейзаж сопоставляется с творческой деятельностью человека и тем самым приобретает многозначный смысл.
На гравюре «Большая волна» весь план листа на переднем плане занято бушующим морем, где между высокими волнами ловко лавирует ломовая рыба. Зритель видит, как волна разбивается о твердыню потухшего вулкана. Фудзи предстает в этом пейзаже не только как часть природы, но и как своеобразный маяк, к которому могут указать путь заблудившиеся в бурном море рыбацкие лодки. Этот символ художник использует, чтобы показать образ уютного дома, который обязательно ждет человека, добросовестно служащего своему делу.
В творчестве другого известного японского художника Андо Хиросигэ образ природы показан рядом с человеком традиционным идеализированным и аллегорическим образом. Художник создал своеобразный лирический стиль, в котором нашли свое место как специфический пейзаж известной творцу местности, так и дзен-буддистская аллегория.
На гравюре «Квартал Гион под снегом» изображена улица, уходящая вглубь пейзажа. В центре композиции — священные ворота тории, входящие в состав буддийского комплекса. На их фоне две грациозные девушки пытаются противостоять порыву ветра, их фигуры кажутся легкими и бестелесными. Сочетание голубого, белого и жемчужно-серого, использованное художником в пейзаже, помогает передать зимнюю атмосферу и погружает зрителя в медитативное состояние. Мастерство японских художников, работавших в жанре пейзажа, ценится любителями спокойной красоты, так как помогает понять хрупкость и неуловимость окружающего мира и природы.