Классицизмом называют эстетическое течение в культуре и искусстве Европы XVII-XIX веков. Мастера, работавшие в этом стиле, пытались возродить каноны античности, сделать акцент на ясности и простоте композиции, форм и геометрии.
Яркими представителями первой волны являются Пуссен и Лоррен. Второй период, называемый неоклассицизмом, — это время Давида, Энгра, Менга. В России это направление в живописи представлял Брюллов, а также портретисты Рокотов и Левицкий.
- Подробное описание стиля
- Жанры
- Портрет
- Пейзаж
- Натюрморт
- Черты классицизма в живописи
- История возникновения
- Первая волна
- Вторая волна
- Третья волна и угасание
- Классицизм в России
- 15 великих художников-классицистов
- Никола Пуссен (1594-1665)
- Клод Лоррен (1600-1682)
- Жак Луи Давид (1748-1825)
- Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867)
- Антон Рафаэль Менгс (1728-1779)
- Генрих Фридрих Фюгер (1751-1818)
- Бенджамин Уэст (1738-1820)
- Пьер Поль Прюдон (1758-1823)
- Антоний Бродовский (1784-1832)
- Карл Брюллов (1799-1852)
- Фёдор Рокотов (1735-1808)
- Дмитрий Левицкий (1735-1822)
- Якоб Филипп Хаккерт (1737-1807)
- Николай Абильгор (1743-1809)
- 10 известных картин в стиле классицизм
- «Автопортрет» Пуссена (1650)
- «Суд Соломона» Пуссена (1648-49)
- «Пейзаж с Аполлоном и Марсием» Лоррена (1639)
- «Смерть Марата» Давида (1793)
- «Клятва Горациев» Давида (1784)
- «Эдип и Сфинкс» Энгра (1808, 1827)
- «Разгром турецкого флота под Чесмой» Хаккерта (1771)
- «Цветы и плоды» ван Хёйсума (1723)
- «Последний день Помпеи» Брюллова (1833)
- «Портрет Екатерины II» Левицкого (1783)
- Классицизм в архитектуре
- Классицизм в скульптуре
- Классицизм в других видах искусства
- Литература
- Музыка
- Значение направления в искусстве
Подробное описание стиля
Классицизм как явление возник во Франции в 17 в. Со временем новое течение достигло всех ведущих стран Старого Света: Великобритании, Германии, Испании, Российской империи.
Самая глубокая суть направления классицизма кроется в названии. На латыни classicus буквально означает «образцовый», «высочайший». Так называли представителей древнеримского общества, которых относили к высшему сословию.
Именно искусство древних греков и римлян было поднято до уровня творцами классицизма. Они воспринимали его как идеал, который следует возродить к жизни в современных реалиях.
В своих работах последователи свежего направления стремились познать истинную суть, истину вещей и явлений. Главной задачей считалось помочь человеку возродить или впервые найти в себе принципы морали, нравственности, а затем жить по ним.
Также в произведениях классицистов часто закладываются правила превосходства высшего над мелким, личным, земным. Вселенная как эталон и в то же время прообраз всего – вот что считалось основой мировоззрения.
Классицизм затрагивает только глубинные смыслы, оперирует вечными категориями, не акцентируя внимания на особом, поверхностном. Живопись, скульптура, структура: любая работа выполнена по четко определенным канонам, логична и устоялась, как Вселенная.
Жанры
Именно в эпоху классицизма выстраивается четкая иерархия жанров. Отныне они делились на две категории – высокие и низкие. К первому типу относились картины на темы истории, мифологии, религии, ко второму — портрет, пейзаж и натюрморт.
Высокие жанры наделялись глубоким, многозначительным смыслом, а к низким было прямо противоположное отношение. Смешение этих двух категорий было строго запрещено.
Портрет
Основные черты жанра задал «отец» классицизма Никола Пуссен. Именно в его «Автопортрете» сосредоточено основное художественное кредо: выразительные, несколько приукрашенные черты лица, четко выдержанная композиция и строгость формы.
Другим знаковым примером позже стал Жак Луи Давид, запечатленный на холсте им самим. Этот жанр классицизма также хорошо развивался в Российской империи. Наглядными примерами являются «Портрет Екатерины II» Левицкого, «Дмитрий Голицын» и «Григорий Орлов» Рокотова.
Пейзаж
Неотъемлемой частью стиля классицизма сделал природные пейзажи Клод Лоррен. В его работах пейзаж органично дополняет руины зданий и одновременно противостоит им. Это борьба между вечным и тленным.
Прекрасными образцами классицизма Лоррена являются «Пейзаж с Аполлоном и Марсием», «Утро в гавани», «Отъезд царицы Савской».
Натюрморт
По-своему развитие стиля происходило в Голландии. Там характерные черты классицизма наиболее ярко проявились в технике натюрморта XVII-XVIII вв. Яркие представители — Виллем ван Алст, Абрахам Миньон.
Цветы и фрукты
Ян ван Хейсум
Натюрморт голландского классицизма достиг своего наивысшего расцвета при Яне ван Хюйсуме. Он стал блестящим мастером жанра. «Цветы и фрукты» ван Хюйсума — чуть ли не эталон позднего натюрморта.
Черты классицизма в живописи
Классицизм на полотне можно определить по таким характерным признакам:
- строгое соблюдение пропорций;
- порядок, гармония в общей композиции;
- четкие линии и формы;
- стремление к симметрии;
- спокойствие, отсутствие хаоса и чрезмерного пафоса;
- стремление следовать строгим канонам живописи;
- касаясь только высоких и вечных предметов.
Еще одной из важнейших черт классицизма в творчестве является анатомическая идеализация тела. Они не рисовали с натуры. Считалось, что на фото человек должен быть запечатлен с максимально развитым телом, которое в реальности можно увидеть редко.
В этом, например, принципиальное отличие классического подхода от реализма. Не бывает картины действительности такой, какая она есть, без прикрас, ретуши. Реализм работает с более повседневными вещами и персонажами, которые приземлены и просты.
В то же время классика далека от романтики. Бунт, чрезмерная идеализация, попытка бегства от реальности — всего этого нет на полотнах Пуссена, Лоррена, Давида.
Важнейшим антиподом классицизма смело можно назвать барокко. Особенно бросается в глаза контраст между эстетикой барокко и прагматизмом Давида и его последователей. Случайность, драматизм, экспрессивность противостоят холодному разуму и сдержанности. На самом деле классицистический метод был призван несколько «ограничить» широкое распространение барокко, предложить иные взгляды на искусство.
История возникновения
Хронологически классицизм можно разделить на 3 этапа, причем в странах Европы и России они классифицируются по-разному.
Первый период — до конца XVII века. Искусствоведы Франции и остальной Европы называют этот этап настоящим, истинным классицизмом.
Вторая волна — неоклассицизм (середина — конец 18 в.). В России этот период времени называли русским классицизмом.
Наконец, последний этап интереса к жанру приходится на первую треть XIX века. Искусствоведы в Российской империи называли его неоклассицизмом, в то время как в Европе эта сцена не имела названия и скорее угасала. Теперь подробнее о каждом историческом сегменте.
Первая волна
Одним из основоположников и наиболее ярких представителей классицизма в живописи является француз Николя Пуссен. В возрасте 30 лет он переехал в Рим.
В Италии в это время с новой силой вспыхнул интерес творческой интеллигенции к наследию античности и Возрождения. Пуссен был одним из многих иностранцев, приехавших в Вечный город исследовать культурные богатства древности, искать творческого вдохновения.
Француз использовал в своих работах мифологические образы, ища сочетания цветов и геометрических форм. Рим дал Пуссену, большому поклоннику античного искусства, непаханое поле для сбора знаний и оттачивания мастерства в любимом им направлении.
Дополнительным ориентиром для него стало современное переосмысление наследия Высокого Возрождения, которым руководила Болонская академия живописи. Три брата Карраччи, основавшие это заведение в конце прошлого XVI века, считали произведения Леонардо, Рафаэля, раннего Микеланджело безупречными и образцовыми. Их основу, смысловую и изобразительную основу составил основной принцип классицизма: следование древним канонам, законам природы и мироздания в целом.
Параллельно с Николя Пуссеном там же, в Риме, развил активную деятельность его соотечественник Клод Лоррен. Он продолжил в своих произведениях традиции Болонской школы. Основной творческий прием Лоррена — соединение в своих работах пейзажей, стихий и архитектурных руин.
Художник много внимания уделял работе со светом, красками, композицией. Пейзажи и стихии на картинах Лоррена символизируют вечность, вселенский порядок. В развалинах старых построек выражена хрупкость всего живого, неминуемая гибель и разрушение. Кроме того, это выражение связи времени в памяти человека.
Во Франции XVII век — эпоха разрушительного действия классицизма. Правление короля Людовика XIV сопровождалось постоянным возрождением и культивированием славных традиций античности. Так, эпопеи Гомера и Овидия, трагедии Еврипида, Эсхила служат глубочайшими источниками поиска новых смыслов и вдохновения для целой плеяды молодых поэтов, художников, скульпторов.
Кроме того, живопись классицизма в XVII веке подпитывала деятельность выдающегося философа и математика Рене Декарта. Его тезисы полностью укладывались в концепцию божественного происхождения мира и Вселенной. Кроме того, идеи Декарта об иерархии и строгом порядке создали хорошие предпосылки для формирования абсолютной монархии — главной задачи в период правления «Короля-Солнца» Людовика XIV.
Творчество Пуссена, Лоррена и их последователей в других видах искусства вдохновило новое поколение французской творческой интеллигенции. Более того, основные принципы и функции классицизма послужили основой для построения грандиозного Версальского дворцового ансамбля. Все мельчайшие детали этого огромного комплекса – аллеи, клумбы, фонтаны – наполнены смыслом следования непреложным законам мироздания и космоса.
Еще одна дань канонам классицизма – строительство восточного крыла Лувра в 1667-1678 гг. В Республике «Король-Солнце» это направление стало поистине доминирующим и системным. В то же время барокко, пришедшее из Италии, еще не могло в полной мере конкурировать с классицизмом.
Вторая волна
Середина и начало второй половины 18 века отмечены крупными изменениями, даже разрывами в корневом сознании европейского человека. Бог как творец и защитник всего живого, процессов и явлений постепенно уступил место научным прагматическим учениям, зародился атеизм и обрел новых последователей.
Этот период вошел в историю как эпоха Просвещения. Великие мыслители Вольтер, Дидро, Жан-Жак Руссо своими тезисами буквально растирали в прах столпы, на которых веками незыблемо держалось мировоззрение. Научные взгляды вытеснили религию, поставили под сомнение ее основные принципы, перевели гуманитарные учения в разряд точных.
Вместе с тем пали оковы, которыми религиозные представления ограничивали пространство для человеческой мысли, слова и действия. Параллельно этим общим метаморфозам менялось каждое отдельное направление, в том числе и классицизм.
В конце 1940-х Старый Свет получил колоссальный толчок к возрождению интереса к античным эпохам. При раскопках руин античных городов Помпеи и Геркуланума исследователи обнаружили уникальные, ранее неизвестные образцы римского искусства и архитектуры — например, Виллу папирусов I века до н.
Эти открытия с новой силой возродили увлечение творческих людей наследием древности. Но теперь на него смотрели не через призму божественной сущности. В первую очередь подчеркивались высокие нравственные нормы древних римлян: дисциплина, благоразумие, чувство долга, готовность идти на личные жертвы ради общего успеха.
Родившийся примерно в те же годы, когда проводились раскопки, Жак Луи Давид спустя 40 лет стал настоящим символом нового направления – неоклассицизма. Творчество мастера, в котором было мало общего с Пуссеном, показало основные отличия этого жанра от его «предшественника». Философский, вдумчивый Пуссен сменил прагматизм Давида.
В период творческого старта художника Великая Французская революция уже разгоралась полным ходом, закладывая совершенно новые смыслы и устои во всех сферах жизни общества. Жак Луи Давид был одним из самых ярких представителей грядущей эпохи. Затем он станет активным поклонником Наполеона, а затем придворным живописцем императора.
Учеником Давида был Жан Огюст Доминик Энгр. Но назвать его прямым продолжателем традиций мастера не совсем правильно. В своем творчестве Энгр очень скоро вышел за рамки неоклассицизма и попытался черпать вдохновение из разных стилей, сочетать их.
Третья волна и угасание
С приходом к власти во Франции Наполеона Бонапарта начался новый виток трансформации жанра классицизма. Что характерно, сама суть его была уже другой.
Новое французское государство укрепило свое величие, и для этого оно использовало в том числе и богатые традиции классицизма. Последнюю волну жанра назвали «империей», что говорит о многом. И во Франции, и на всех открытых территориях, куда добрался Наполеон, насаждали этот стиль, который прославлял правителя, буквально создавал культ личности.
Раздача баннеров на Марсовом поле
Жак Луи
Первоначально ампир затронул архитектуру и скульптуру, но и искусство он не оставил без внимания. Главным героем произведений, естественно, является Наполеон. Полотна пестрили батальными сценами, дворцовыми церемониями, то есть тема была ориентирована исключительно на величие империи.
Коронация Наполеона
Жак Луи Давид
Это уже имело очень мало общего с пейзажами и развалинами Пуссена, Лотарингии, прагматичными картинами Давида. Сам Жак Луи был в то время придворным художником Бонапарта и воспевал святого покровителя его поражения при Ватерлоо. Картины этих лет — «Раздача знамен на Марсовом поле», «Коронация Наполеона».
Общая неприязнь к классицизму становилась все сильнее и сильнее. Помимо служения только государственным интересам, жанр упрекали в чрезмерном консерватизме и банальном устаревании. На экваторе в XIX веке классицизм в живописи постепенно уходил в прошлое, уступая место новым течениям — прежде всего реализму.
Классицизм в России
Популяризация стиля в Российской империи произошла во времена правления Екатерины II. Ее Величество делилась идеями Просвещения, общалась с представителями движения и вводила моду на все французское в своих странах. Классицизм проник в живопись, архитектуру, скульптуру.
Наиболее выдающиеся художники — Брюллов, Левицкий, Рокотов, Кипренский, Лосенко. Жанр классического портрета особенно хорошо развивался в России. На полотнах Левицкого, Рокотова изображены как простые люди, так и первые лица.
Подлинным продолжением русского классицизма стала архитектура Петербурга, созданная итальянцами. Стиль господствовал в империи до 1830-х годов, когда уже правил Николай II.
15 великих художников-классицистов
Никола Пуссен (1594-1665)
Этот мастер по праву считается одним из основоположников классицизма в живописи. Переехав в Рим, Пуссен постоянно учился, оттачивая свое мастерство, экспериментируя с композицией. Художник одним из первых стал подчеркивать местные цвета и точность геометрических линий.
Клод Лоррен (1600-1682)
Великий мастер, выведший садово-парковое искусство на качественно новый уровень. На своих полотнах Лоррен играет с солнечным светом, изображая то утро, то полдень. Не менее важную роль в его работах играют беспокойные краски природы и полуразрушенные здания.
Чем старше становился Лоррен, тем больше произведение вырастало из рамок традиционного классицизма. Тона стали холоднее, и общее настроение стало отстраненным.
Жак Луи Давид (1748-1825)
Ведущий представитель второй волны французского классицизма. Его шедевр «Смерть Марата» не раз видел даже человек, очень далекий от живописи.
Став последователем, а затем и придворным художником Наполеона, Давид сосредоточился на изображении батальных сцен и портретов высоких людей. Все это работало на укрепление культурной мощи империи. После отречения Наполеона от престола Давид был вынужден бежать из Франции, а остаток своих лет прожил в Бельгии.
Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867)
Знаковый художник 19 века, начинавший с неоклассицизма, но постепенно только расширявший свой стилистический диапазон. Из-за непрерывных экспериментов и поисков Энгр столкнулся с ярыми академиками и романистами, порвав отношения с выставками мод.
Ближе к концу жизни мастер занимался портретной живописью. В возрасте 82 лет Энгр написал знаменитую «Турецкую баню» — шедевр жанра обнаженной натуры.
Антон Рафаэль Менгс (1728-1779)
Крупнейший художник-классицист Германии. Он считается одним из самых выдающихся художников-портретистов в этом жанре.
Будучи верным последователем античных канонов, Менгс ставил одной из своих главных задач возвращение массового интереса от рококо к классике. Помимо портрета, немецкий мастер в полной мере реализовал себя во фресках.
Генрих Фридрих Фюгер (1751-1818)
Другой видный представитель немецкого классицизма большую часть творческой жизни провел в Вене. Благодаря этому он вошел в историю как сокровище Австрии. На Фюгера больше всего повлиял Менгс.
Художник работал, как и его «наставник», в жанрах портрета и фрески. Затрагивал Фугер и мифологические, библейские сюжеты. Был членом масонских лож.
Бенджамин Уэст (1738-1820)
Художник, работавший в США, затем в Англии. На Альбионе ему даже дали прозвище «Американский Рафаэль».
Александр III Шотландский, спасенный от нападения оленя бесстрашным Колином Фицджеральдом
Бенджамин Уэст
На своих полотнах Уэст изображал исторические события на родине. Он был близким другом и крестным отцом президента Франклина.
Пьер Поль Прюдон (1758-1823)
Расцвет творчества этого француза приходится на конец 17 — начало 18 века. Прудон в основном практиковал мифологические сюжеты с глубокой аллегорией. Помимо живописи реализовал себя в создании классических интерьеров.
Антоний Бродовский (1784-1832)
Самый важный представитель стиля в Польше. Ученик выдающихся французских мастеров — Давида и Жерара.
эдип и Антигона
Энтони Бродовский
Бродовский работал дома. Основные направления – история, мифология, библейские повествования, портреты.
Карл Брюллов (1799-1852)
Блок русского классицизма. Как художник сформировался в Италии, потом работал на родине.
Брюллов был выдающимся портретистом. Кроме того, склонность к экспериментированию и смешению жанров позволила специалистам назвать его последователем Энгра.
Фёдор Рокотов (1735-1808)
Выдающийся русский мастер портретного классицизма. Рокотов запечатлел на своих полотнах простых людей и высокие чины. Например, его перу принадлежат семейные портреты графов Воронцовых.
Дмитрий Левицкий (1735-1822)
Еще один живописец, реализовавший себя в портретном классицизме. Левицкий отводил равные роли работе со светом и расширению палитры оттенков. Одно из лучших его произведений – портрет Екатерины II.
Якоб Филипп Хаккерт (1737-1807)
Итальянский пейзаж
Джейкоб Филип Хакерт
Блестящий мастер пейзажа. Хакерт родом из Германии и работал в Скандинавии, Франции и Италии. Его пейзажи играют сочными, насыщенными красками, часто на них изображены морские сражения.
Николай Абильгор (1743-1809)
До свидания
Николай Абилгор
Видный представитель неоклассицизма в Дании. Помимо живописи, он работал со скульптурой и архитектурой. Его вдохновляли болонские, а затем и французские мастера революционной эпохи. Абилгор, в основном, создан по мифологическим мотивам.
10 известных картин в стиле классицизм
«Автопортрет» Пуссена (1650)
Автопортрет
Николя Пуссен
Одна из самых значительных работ в жизни мастера. Не будучи красавцем, Пуссен сосредоточился на самом образе — величественном, уверенном, холодном. Его лицо не идеализировано, как это обычно бывает в классицизме, но превосходно выдержаны строгость форм и четкость линий.
«Суд Соломона» Пуссена (1648-49)
Суд Соломона
Николя Пуссен
Здесь французский мастер изобразил библейские сюжеты. Обращает на себя внимание насыщенность красок и эмоции, застывшие на лицах людей.
«Пейзаж с Аполлоном и Марсием» Лоррена (1639)
Пейзаж с Аполлоном и Марсием
Клод Лоррен
Один из лучших примеров прекрасного пейзажа Лотарингии. Сама сцена взята из греческой мифологии, а в фигурах героев специалисты находят влияние фресок Рафаэля. Лоррен использует здесь мягкие тона.
«Смерть Марата» Давида (1793)
Смерть Марата
Дэйвид
Пожалуй, самое известное произведение в живописи классицизма 18 века. Лидер якобинцев Жан-Поль Марат зарезан в своей ванной. Шедевр Давида до сих пор очень популярен; на нем общая трагедия передана в мягких, мирных оттенках.
«Клятва Горациев» Давида (1784)
Клятва Горациев
Дэйвид
Здесь мастер изобразил римский сюжет. Три брата поднимают руки, клянутся отцу, что победят врагов или падут в бою, и принимают мечи из его рук.
«Эдип и Сфинкс» Энгра (1808, 1827)
эдип и сфинкс
Жан Огюст Доминик Энгр
Энгр написал эту картину как студенческую работу, но через 20 лет дополнил и дополнил ее. На полотне изображен древнегреческий царь Эдип, разгадывающий загадку злой богини Сфинкса и свергающий ее из царства Фив.
«Разгром турецкого флота под Чесмой» Хаккерта (1771)
Разгром турецкого флота под Чесмой
Джейкоб Хакерт
В центре композиции горящие клубы взрыва. Турецкая флотилия уничтожена, а люди в шлюпках на переднем плане явно стараются уплыть и как можно быстрее спастись. Серо-зеленые тона моря и неба подчеркивают общее воинственное настроение.
«Цветы и плоды» ван Хёйсума (1723)
Цветы и фрукты
Ян ван Хейсум
Один из ярчайших образцов голландского классического натюрморта. Цветы и фрукты играют сочными, насыщенными красками.
«Последний день Помпеи» Брюллова (1833)
Последний день в Помпеях
Карл Брюллов
Знаменитая картина русского мастера, в которой сочетаются классицизм и романтизм. Ужас людей, спасающихся бегством от извержения Везувия, падение скульптур с пьедесталов, молнии, дождь: все пропитано трагедией.
«Портрет Екатерины II» Левицкого (1783)
Портрет Екатерины II
Левицкий
Эта работа дышит аллегорией. Поза, в которой стоит императрица, лавровый венок на голове, статуя Фемиды на заднем плане, корабли в море. Образ праведного, величественного вождя народа запечатлен во всем.
Классицизм в архитектуре
Возведение к эталону античных канонов, стремление к простым и строгим формам — тем же основным принципам следовали в XVII-XVIII веках и зодчество. Основу стиля составили венецианец Палладио и его ученик Скамоцци.
Постепенно классические архитектурные композиции украсили главные города Европы и Америки. Площадь Согласия в Париже, Валгалла-Холл под Регенсбургом, Банк Англии в Лондоне, Капитолий в Вашингтоне — все эти здания стали памятниками времени.
В наполеоновской Франции неоклассицизм перетек в ампир. Этот стиль представлен, в частности, Триумфальной аркой в Париже и Колонной Нельсона в Лондоне.
Петербург стал оплотом классицизма в России. Среди ярких примеров — Казанский собор, Юсуповский и Таврический дворцы, Исаакиевский.
Классицизм в скульптуре
Серьёзным толчком для развития стиля в скульптуре послужили раскопки Помпеи в середине 18 века. Древние мотивы стали тем элементом, с помощью которого удалось достоверно запечатлеть героизм старых и новых воинов, отвагу полководцев, мудрость мыслителей и философов.
Почти всегда классицизм в скульптуре сочетался с барочными включениями. Поздний ампир обращается скорее к религиозным мотивам, но сохраняет верность старой традиции. В этом суть произведений Бертеля Торвальдсена («Амур и Психея», «Ганимед, кормящий орла») и Антонио Кановы («Персей с головой Горгоны», «Итальянская Венера»).
В Российской империи классицизм в скульптуре развивали Козловский, Орловский, Мартос. Минин и Пожарский в Москве, герцог де Ришелье в Одессе — эти памятники сразу приходят на ум.
Классицизм в других видах искусства
Литература
В литературе основы направления были заложены французским поэтом Франсуа Малербом в первой четверти XVII века. Позднее в том же столетии классицизм получил развитие в трагедии Расина, в комедии Мольера, в жанре басни Жана де Лафонтена.
xVIII век — время расцвета этого стиля прозы. Вольтер во Франции, Свифт в Великобритании пытались через свое творчество передать идеи общественного строя по канонам классицизма. В России проводниками жанра были Ломоносов, Фонвизин, Сумароков.
Музыка
В музыке эпохой классицизма считается период с середины 18 по 20 век. XIX век. На первых этапах законодательницей мод была Франция. Произведения знаменовали собой единство и в то же время противопоставление классики и барокко.
Авторы того времени не оставили значительных творений, и поэтому стиль ассоциируется с творцами второй волны. Это произошло уже не во Франции, а в Австрии. В творчестве Гайдна, Моцарта, Бетховена классическая музыка достигла своего расцвета.
Значение направления в искусстве
Роль классицизма в истории культуры XVII-XIX веков трудно переоценить. После элегантно-торжественного барокко и рококо возвращение к старым канонам, облекание их в современные реалии через точность форм и линий, прагматизм, сдержанность дали новые тенденции в европейском и мировом искусстве.
Развитие классицизма происходило параллельно с великими событиями: раскопками Помпеи, Французской революцией. С помощью художественных приемов творцы воплощали в своих произведениях реакцию на события современности через оптику античности, участвовали в формировании сознания новой формации европейского человека. Классицизм прошел две волны активного развития и оставил потомкам выдающиеся шедевры во всех видах искусства.