Третьяковская галерея
Биография:
Аркадий был шестым ребенком в многодетной крестьянской семье. Его отец служил в церкви певчим и писал иконы, как и дед, по проекту которого в Прислонихе была построена деревенская церковь.
Так что у мальчика было два пути — церковь и живопись. Родители видели в нем только священника, и, окончив сельскую школу и духовное училище, в 1908 году он поступил в семинарию в Симбирске. Тем же летом Аркадий познакомился с артелью художников, приехавших в его родной город реставрировать церковные иконы и росписи. Эта работа производит на него неизгладимое впечатление, юноша понимает, что отныне он будет только рисовать.
Аркадий продолжает учебу в семинарии и часто рисует одноклассников. Его рисунки привлекают внимание художника Д. И. Архангельского, преподававшего рисование семинаристам, и он знакомит талантливого ученика с творчеством признанных мастеров русской и мировой живописи.
Поняв, что призвания быть духовным служителем у него нет, по благословению ректора весной 1912 года юноша бросает четвертый курс и приезжает в Москву. Однако сразу поступить в училище живописи, ваяния и зодчества юноша не мог, не хватало подготовки. Затем он становится учеником известного живописца И. Ога Машкова, а затем начинает посещать лекции в Строгановском училище в качестве вольнослушателя.
Через два года его желание сбывается, он становится учеником заветной школы, но только на скульптурном факультете. Его учителями были известные художники А. М. Корин, А. М. Васнецов, скульптор С. М. Волнухин. Завершить обучение не удается — наступает 1917 год, в России происходит сначала Февральская, а затем Октябрьская революция.
Пластов возвращается в родную Прислониху, где ему выделяют участок земли. Приходилось пахать, косить траву. Работа в деревне для него не в новинку, к тому же секретарем сельсовета избирается литератор. В 1925 году уехал на зиму в Москву, где рисовал плакаты, а в остальное время работал на земле. Через несколько лет художник принял активное участие в создании колхоза и проработал там несколько лет. Все свободное время, которого у него было очень мало, он посвящает рисованию. У молодого человека большие замыслы, он делает множество набросков, рисунков, портретов своих односельчан.
После того, как все его работы были уничтожены при пожаре в 1931 году, Аркадий принимает важное для себя решение – отныне он будет заниматься только живописью.
Уже в 1935 году его картины впервые с успехом участвовали в московской выставке. С тех пор живописец постоянный участник художественных выставок, и к нему пришла слава со всего Союза. Мастеру удается очень реалистично и красочно передать повседневные заботы колхозников, их труд и отдых, потому что он очень хорошо знает жизнь в деревне.
Великая Отечественная война пересекает все планы художника. Под впечатлением от происходящего он пишет известный многим цикл очень драматичных полотен («Немцы идут («Подсолнухи»), «Фашист прилетел»).
И после победы мастер стремится наполнить свои картины радостью и оптимизмом, а «Сенокос» и «Урожай» приносят ему в 1946 году Сталинскую премию. В 1947 году А.А. Пластов стал действительным членом Академии художеств СССР.
Талант живописца проявляется и в пейзажах, очень лиричных и поэтичных: «Пшеничное поле», «После дождей», «Золотая опушка». Ему удается передать всю прелесть природы в родные места.
Еще одна любимая тема — портреты, их художник написал несколько сотен, стараясь передать характер и внутренний мир людей. А сколько картин деревенских мальчишек — озорных и задумчивых, работающих и отдыхающих («Пастух Витя», «Дети на гастролях») радуют нас и по сей день.
Художник участвует во многих выставках, с большим успехом проходят и персональные выставки. Картины из сельской жизни («Коллегардстрём», «Ужин тракториста», «Весна») вызывают неподдельный интерес и привлекают внимание зрителей. Его полотна, наполненные теплом и светом, яркими красками, легко узнаваемы. И к каждой картине Пластов создавал десятки эскизов и зарисовок, отыскивая выразительные позы и лица, виды природы, чтобы все выглядело очень реальным. В 1966 году живописец был удостоен Ленинской премии.
С большой нежностью и любовью художник рисует матерей, вызывая у зрителей чувство тепла и счастья («Солнышко», «Мама»). Мы также можем полюбоваться замечательными иллюстрациями Аркадия Александровича к произведениям Л. Н. Толстого, А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова.
Всю жизнь рядом с художником была его жена Наталья фон Вик, на которой он женился в 1925 году. В 1930 году в их семье появился сын Николай, который также стал художником.
Мастер умер в 1972 году, 12 мая. В 1988 году на родине художника был открыт музей. Мы можем любоваться его картинами во многих музеях России.
Картины Аркадия Пластова
Первый снегопад
Сбор урожая
Наш
Летом
Фашист полетел
В колхозе
Идти на выборы
Урожай
Наш
Деревенский марш
Солнце
Купание лошадей