Русский музей
Третьяковская галерея
Биография:
Знаком судьбы можно назвать полученный Боровиковским в 1787 году заказ на роспись интерьера дома известного русского поэта и драматурга Капниста Василия Васильевича. Приказ поступил в связи с предстоящим приездом Екатерины II, направлявшейся в Крым. Художник выполнил два панно с изображениями императрицы и Петра I на аллегорические темы. Обе картины так понравились Екатерине, что она посоветовала ему переехать в Петербург и пойти учиться.
Не упустите такой возможности, уже в 1788 году Боровиковский отправился в столицу. Возрастные ограничения (в то время ему был 31 год) не позволили ему поступить в Императорскую Академию художеств.
Но он, живя в доме архитектора, графика и поэта Н. А. Львова, знакомится с видными представителями времени русского Просвещения: с поэтом и государственным деятелем Г. Р. Державиным, с академиком Академии художеств Д. Г. Левицким, берет уроки живописи у австрийского графика и живописца при дворе Екатерины — Лампи Иоганна Крестителя.
В середине 1790-х годов Боровиковский был одним из самых популярных и востребованных портретистов.
Не обучаясь в самой академии, Владимир получил в 1794 г звание «назначенного» в академики. В том же году он пишет портрет Екатерины II и вызывает интерес своим необычным видением императрицы.
В 1795 году за портрет великого князя, русского цесаревича Константина Павловича ему было присвоено звание академика живописи.
В 1798 году Лампи, уехавший в Австрию, оставил свою мастерскую Боровиковскому, где художник прожил всю оставшуюся жизнь.
Его творчество находится на подъеме. Известны портреты государственных и влиятельных лиц: Г. А. Державина, дипломата А. Б. Куракина, министра Д. П. Трощинского, митрополита М. Десницкого, иранского князя Муртаза-Кули-хана и многих других.
У Боровицкого изысканная и в то же время легкая техника письма, что создает ощущение, что у автора нет проблем с созданием своих шедевров. Может быть, он немного приукрашивает образ по сравнению с оригиналом, но делает это изящно и тонко. И все больше и больше заказов от желающих, чтобы портрет написал Боровиковский.
А его великолепная серия женских портретов просто восхищает в исполнении. Именно в этот период сентиментализм в творчестве Владимира Лукича находит свое наиболее яркое воплощение. Он выражается в воздушном, почти невесомом письме, лирических тонах на фоне природы, общем ощущении нежности и естественности.
Конечно, прежде всего это блестящий портрет М. И. Лопухиной. Известны также портреты красавиц Лизоньки и Дашеньки, нежной и простой О.К. Филипповой, необыкновенной красоты Е.А. Нарышкиной, бойкой и молодой В.А. Шидловской, торжковской крестьянки Христини и многих других.
Все имеют примерно одинаковое композиционное решение, но в каждом произведении неуловимыми элементами автор подчеркивает характер, индивидуальность, душевность и чувствительность каждой героини.
В начале XIX века, благодаря знакомству с Д. Г. Левицким, философом и писателем А. Ф. Лабзиным, Владимир Лукич решается вступить в масонскую ложу, а после выхода из нее в 1819 г увлекся мистикой себя в этой сфере, он стал более замкнутым и избегал общения.
Художник чувствовал, что его время уходит, пришли новые времена, новые люди с разными вкусами и предпочтениями в искусстве, пришло время новых молодых дарований.
В последние годы жизни он уже не пишет портреты, а занимается просветительской деятельностью. Так у него брал уроки живописи начинающий художник Алексей Гаврилович Венецианов.
Боровиковский не отказывается от религиозной темы, расписывая стены, создавая иконы для Казанского собора.
Его «Благовещение», «Богоматерь в окружении ангелов», «Распятие», «Великомученица Екатерина» и другие иконы и росписи напоминают о том, что Боровиковский не только светский портретист, но и глубоко религиозный человек, в котором религиозная тематика неразделимы и продолжаются на протяжении всей жизни.
Символично, что последней работой живописца стал иконостас для православного Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге, где Боровиковский был похоронен в апреле 1825 года.
Семейная жизнь Владимира Лукича не сложилась, у него никогда не было ни жены, ни детей. Согласно завещанию, он приказал раздать свое имущество всем, кто в нем нуждается.
Потомки Боровиковского не забыты, и даже сегодня его произведения привлекают внимание своей чистотой, искренностью, сентиментальностью — качествами, которых порой не хватает в современном мире.
Картины Боровиковского
Портрет Лопухиной
Екатерина II на гастролях
Портрет князя Куракина
Портрет Арсеньевой
Портрет Боровского
Портрет Павла I
Портрет Муртазы Кули-хана
Портрет Нарышкиной