Метрополитен-музей
Лувр
Берлинская художественная галерея
Рейхсмузей
Маурицхойс
Биография:
К сожалению, о детстве маленькой Франции известно немного. Не сохранилось никаких фактов о том, когда проявился его талант, кто способствовал его развитию и кто был первым учителем будущего живописца. Однако в 27 лет он становится членом популярного общества творческих людей — Гильдии Святого Луки. Халс получает должность реставратора в местном муниципалитете.
В 1611 году он женится, у него появляется первый ребенок, но жена умирает в 1615 году. Через два года Франс дважды женился и до конца жизни прожил с Лисбет Райнерс. В их семье было 11 детей. Пятеро сыновей пришли по стезе отца — стали художниками.
Франс Хальс в основном пишет портреты, в том числе групповые. Так, в 1616 году он получил заказ от военных, нарисовал великолепную роту офицеров Георгиевской гильдии стрелков и сразу стал известным и популярным живописцем.
С 1620 года начинается самый расцвет художников-портретистов Хальсы. Его знамениты жанровые картины («Крестьяне из Хармена на брачном пиру»), картины на религиозные сюжеты («Святой Лука», «Иоанн Богослов»), групповые портреты (офицеры стрелковой роты святого Адриана и др.), множество рядовых и семейные портреты (например, семейный Исаака Масси).
Он востребованный живописец — изображает как простых людей («Цыганка», «Счастливая спутница», «Смеющийся мальчик» и др.), так и высокопоставленных чиновников (председатель суда Джаспера Шаде ван Веструма), людей из науки и философии, например, Рене Декарта. Портрет этого математика и философа славится своими серебристыми черно-белыми красками, оттенки которых великолепно передал Хальс. На 60-й год Франса Хальса избирают главой Общества Святого Луки — он становится президентом Гильдии.
У художницы свой оригинальный стиль письма. Его можно назвать родоначальником будущего направления — импрессионизма. У автора нет «гладкости», он свободен в диапазоне своих кистей, а его краски сочные, яркие и в то же время теплые и плотные.
Но с возрастом темные тона, черно-белые контрасты, цветовая палитра становятся все более дефицитными в хальсовой росписи. Несмотря на большое количество заказов и ежегодную денежную помощь городской управы, его материальное состояние было почти на грани бедности. Возможно, это связано с большой семьей художника невозможность, такое стестование и перенос элементов «депрессивности» в кровество Хальса.
«Мужчина в значительной степени», «Портрет Тимана Оосдорп», групповое полотно «Регентши приюта для престарелых» и другие работы автора, в хорошо в черном цвете в черном цвете, что и со между учениками. О тех, кстати, известный художник Винсент Ван Гог в будущем скажет, что «в Хальсе не менее 27 оттенков черного».
Наконец, прослеживая творческий путь великого Франса Хальса, можно заметить очень заметную разницу между его работами 1620-х и 1640-х годов и картинами более позднего периода, а именно в яркости и живости красок и выбранном характере. Веселые музыканты, офицерские банкеты, радостные девушки — в первой половине жизни. И люди в черных одеждах, серьезные и хмурые, старые регенты — до конца жизни.
Гениальный художник умер в полной нищете, в приюте для престарелых в 1666 году. И о нем забыли почти на 200 лет. Но, с появлением интереса к импрессионистам, в 19 веке его великие и талантливые портреты и картины получили второе рождение. Работы Хальсы покупают музеи и частные коллекционеры по всему миру.
Картины Франса Хальса
Портрет молодого человека
Кавалер Рэмп и его возлюбленная
Мужской портрет
Портрет Джаспера Скаде
Банкет офисиров роты св. Георгия
Банкет офисиров роты св. Адриана
Стрелки гильдии св. Адриана
Регент Гарлемской Богадельни
Регенты гарлемской богадельни
Портрет пожилой дамы
Цыганка
Малле Баббе
Поющие мальчики
Веселый собутыльник
Смеющийся мальчик
Смеющийся кавалер