Музей Прадо
Национальная галерея (Лондон)
Эрмитаж
Метрополитен-музей
Биография:
Будущий мастер учился в Севилье, бывшем тогда признанным центром декоративно-прикладного искусства. Там он познакомился и стажировался вместе со многими артистами, которые в будущем обретут мировую известность, в частности, с Диего Веласкесом.
Закончив обучение в севильской школе у местного мастера, будущий художник год работал в маленьком городке Льерене из родной провинции (1617-1618), затем вернулся обратно, где прочно обосновался на следующие пять лет.
Буквально через пару лет Сурбаран был уже известным художником, специализировавшимся на церковной росписи. Он создает 21 картину для доминиканского монашеского ордена. В этот цикл входит полотно, ставшее впоследствии очень известным, — «Христос на кресте».
В течение следующих двух лет, с 1628 по 1630 год, мастер пишет цикл картин о святом Педро Ноласко и еще одну группу работ, посвященную святому Бонавентуре.
1631 год стал очень знаменательным в жизни и творческой карьере художника. Он создал картину под названием «Апофеоз святого Фомы Аквинского». Эта картина получила статус шедевра еще при жизни художника.
в следующем году Сурбаран переезжает в Мадрид, где становится придворным художником. В то время этот титул приносил солидный доход, серьезные связи и признание среди богатых и влиятельных аристократов.
В столице Сурбаран работал над украшением одного из новых царских дворцов, поэтому надолго отвлекся от классической религиозной живописи. Ему принадлежат десять картин, описывающих подвиги Геракла, и шедевр монументальной живописи под названием «Оборона Кадиса».
Как и многие другие художники до него, на творчество Сурбарана большое влияние оказало наследие итальянского Возрождения, а также творчество его великих современников. Под влиянием новых для него тем и художественных стилей мастер, вновь поселившись в Севилье, создал ряд известных произведений, которые предназначались для монастыря в городе Херес. Среди них и другие известные картины, такие как «Благовещение», «Рождество» и «Поклонение волхвов».
На тридцатые годы XVII века приходится пик славы и популярности Сурбарана. В этот период на завоеванных Испанией землях в Южной Америке активно строятся новые церкви и монастыри. Их нужно украсить и украсить картинами на религиозную тематику. Многие из них заказаны Сурбараном, который распространяет свою славу гениального художника за пределы Старого Света. Его картины хорошо скомпонованы, выразительны и прекрасно передают объем и форму, игру света и тени.
В последние годы творчества художника наступает время увлечения портретами Христа, Девы Марии и Святого Семейства. В эти годы он создает выразительные детские портреты — «Мадонна в детстве», «Мадонна с младенцем».
С 1658 года Сурбаран снова живет в столице. Но его «золотой век» прошел, работы мастера никого не интересуют, заказчики нашли себе более молодых и модных художников. Даже при поддержке давнего друга Диего Веласкеса Сурбаран беден и страдает от финансовых нарушений. Его жизнь стремительно падает на закат, и в 1664 году он умирает в возрасте всего 65 лет.
В наши дни, благодарные соотечественники не забыли великого мастера. В Севилье есть памятник Франсиско де Сурбарану, художнику, поднявшему живопись на новый уровень.
Картины Франсиско де Сурбарана
Святая Касильда
Святая Маргарита Антиохийская
Христос на кресте
Натюрморт
Непорочное зачатие
Отрочество Мадонны
Детство Мадонны
Агнец божий