Галерея Тейт
Музей современного искусства (Нью-Йорк)
Музей Пегги Гуггенхайм, Венеция
Биография:
Макс Эрнст оставил после себя обширное не только художественное, но и литературное наследие. Его писательские опыты и сегодня позволяют зрителям точнее понять его сложные картины, от которых невозможно оторвать глаз.
В детстве Макс полюбил леса, окружавшие его родной город. В сознании детей отпечатались большие пространства в виде страшных клеток, в которых заключено множество живых существ. Позже этот детский страх найдет свое воплощение во многих работах художника, а эксперименты с пространством сделают работы Эрнста поистине уникальными и революционными.
Второй случай произвел настолько сильное впечатление, что образы картин Макса Эрнста на протяжении всей его творческой жизни несли на себе отпечаток этой детской трагедии и первых философских опытов. В день рождения младшей сестры будущего артиста умер любимый попугай Макса. Ребенок связал эти два события, считая, что новорожденный забрал птичью жизнь. Люди-птицы — любимые аллегории картин Эрнста.
Родители видели в сыне психолога или философа. Поэтому его отправили учиться в Боннский университет. Макс интересовался психологией только из-за возможности посещать клиники для душевнобольных. Любитель живописи, он интересовался творчеством людей с больным воображением. Именно в это время Макс выбрал живопись в качестве основного занятия в жизни. Пока молодой артист вынужден скрывать свой выбор, чтобы сохранить материальную помощь отца.
Германия в начале 20 века не была законодательницей моды в искусстве и уступила этот первенство Франции. Несмотря на это, Эрнст находит единомышленников на родине. Молодые и творческие люди выбирают дадаизм – хулиганское течение в модернизме, популярное во Франции и Испании. Одна из выставок, проходившая в знаменитой кельнской пивной, закончилась скандалом. Посетители потребовали удалить «непристойные изображения». История попала в газеты, отец узнал, что его сын бросил университет и прекратил всякую поддержку. Тяжелые времена для Макса.
За свою долгую жизнь Эрнст успел поработать с Бретоном и Дали, Браком и Пикассо. Оформлял декорации к дягилевским «Русским сезонам», снимался в фильмах с Бунюэлем.
Много лет Макс Эрнст был вынужден жить как нелегальный иммигрант во Франции. А после начала Второй мировой войны и вовсе покинул континент, перебравшись в Америку. К этому времени его друзья были уже не просто бедными художниками и профессиональными критиками. Судьба свела его с Пегги Гуггенхайм, богатой владелицей галерей по всему миру. Отношения мецената и талантливого «сумасшедшего» переросли в супружеские отношения, но ненадолго…
После войны Макс Эрнст вернулся в Европу известным и признанным мастером. Художник не уехал домой и поселился во Франции. Там он умер.
Макс Эрнст вошел в историю мировой живописи как создатель ряда современных живописных техник, нескольких направлений искусства, существующих до сих пор, не затерявшись в тысячах постмодернистских стилей. Эрнст, признанный гений коллажа, первым использовал «декали» для создания композиций. Его способность «соединять несоединенное» продолжает восхищать зрителей, а его работы украшают коллекции не только галерей современного искусства, но и самых консервативных музеев мира.
Картины Макса Эрнста
Украденное зеркало
Знаменитость
Женщина, старик и цветок
Король играет с королевой
Наряд невесты
Ночная революция
Двум детям угрожает соловей
Люди ничего не знают