Метрополитен-музей
Эрмитаж
Музей Орсе
Пинакотека, Мюнхен
Биография:
Домье было восемь лет, когда семья переехала с юга Франции в столицу. У провинциального мальчика большое количество соблазнов и интересных вещей в жизни. Оноре целыми днями пропадал во дворе, учился воровать булочки в булочной, дразнил проституток на углу квартала, часами наблюдал за жизнью парижских ворот… Очень скоро отец Домье понял, что сыну нужно учиться ремеслу, иначе из него не выйдет ничего хорошего.
Удивительно, но Оноре оказался плохим учеником. Он, конечно, не интересовался ремеслом своего отца и уж точно не хотел становиться мастером по стеклу. Случайное знакомство с папой Домье (он поставил новые окна для адвокатской конторы) позволило Оноре пристроиться посыльным к адвокату. Шустрый подросток неплохо справлялся, он даже успел зайти в книжный магазин, где жадно просматривал альбомы с репродукциями великих итальянских исполнителей.
Постепенно времени на выполнение курьерских обязанностей оставалось все меньше. Адвокат не стал терпеть «излишеств» молодого Домье — выгнал его. Но будущий мультипликатор волновался недолго. На следующий день он устроился продавцом в книжный магазин. Его любимые артисты стали ближе…
С детства Домье любил рисовать карикатуры на всех. Иногда к нему приставали мальчишки постарше, но и тогда он понимал, что его «модели» злятся из-за слишком «реалистичной» картинки»…
Общительный, живой и немного грубоватый характер Оноре позволил ему быстро найти друзей среди самых известных парижских мастеров. Он познакомился с Коро, Делакруа, Гранвилем. Когда Бальзак увидел рисунки молодого Домье, его восторгу не было предела: «В этом парне живет Микеланджело!»
Домье так и не стал художником. Его стихия — рисунок, гравюра, литография. Мой любимый жанр — комиксы. В 1832 году за карикатуру на короля, яркую, точную, колкую, Домье получает 6 месяцев тюрьмы. Он выходит счастливым и знаменитым… Теперь его приглашают к сотрудничеству все сатирические журналы.
Около полувека Домье рисовал карикатуры. Парижане ждали его работы, смеялись, радовались, восхищались, но… Никто его не знал. Ну кто прочитает подпись художника под карикатурой. Художники знали Домье и очень уважали его. Великий художник, он каждую работу превращал в настоящее произведение искусства. Обладая острым глазом, неповторимой манерой, умением разбираться в людях, четкой гражданской традицией и бесстрашием гасконца, Оноре Домье создавал карикатуры, поднявшие парижан в революциях 1830, 1848, 1871 годов.
Карикатуры на великого мастера не требовали подписи. Любой мог узнать в персонажах прототипы художника. Худые нищие стали аллегорическим образом голода, толстые мясники — сытыми роялистами.
Революционная эпоха — золотой век карикатуристов. Но революции проходят, а сатирики остаются не у дел… Так случилось и с Домье. Не сумев накопить на безбедную жизнь, Домье на старости лет остался совсем один. Ко всему прибавлялась слепота… Жизнь могла закончиться трагически. Друзья помогли. Камиль Коро снял Домье дом и нанял сиделку… Удивительно, что даже почти полностью ослепший Домье продолжал рисовать. Он не мог поступить иначе.
Одно из самых известных произведений Домье — «Дон Кихот». Испанский рыцарь печальной картины, сражающийся с ветряными мельницами и свято верующий в правду… Таким Оноре Домье останется в истории мирового искусства.
Картины Оноре Домье
Вагон третьего класса
Бремя (прачка)
Республика и государственные служащие
Законодательная матка
Улица Транснон
Дон Кихот
Шахматисты
На концерте