Музей Пушкина им. Пушкин
Лувр
Биография:
Теодор Жерико родился в богатой буржуазной семье. Его отец имел несколько табачных плантаций на юге Франции, мать происходила из весьма уважаемой купеческой семьи. Детство мальчика прошло во время Великой революции, которая чудом не коснулась его семьи.
С юности Теодору были свойственны две страсти — лошади и рисование. Хороший тон требовал, чтобы отпрыск знатного рода получил хорошее образование и служил отечеству. Окончив престижный колледж, Жерико поступает на военную службу, в мушкетеры. К этому времени революционные идеи несколько обветшали и утратили свое бунтарское значение. Франция прошла путь от республики до империи, а империя, как известно, требует имперского стиля в искусстве. Тяжелый, неуклюжий и богатый ампир не мог не понравиться молодому человеку, получившему основы живописи от таких известных художников, как Верне и Герен, верных ветхим заветам великих фламандцев и голландцев.
Свои первые произведения молодой мушкетер, как и положено, пишет на батальных сценах. Этот период творчества оставил нам множество рисунков и зарисовок с изображением любимых мастером лошадей.
В течение 5 лет (1810-1815) художник усердно копировал произведения Рубенса, Рембрандта, Тициана. Все это время он пытается понять секреты мастеров прошлого и найти свой стиль. Важную роль в жизни Жерико сыграла поездка в Италию. В отличие от Франции, в этой стране традиции живописи находились в непрерывном развитии на протяжении 6 веков, а остальная Европа часто перенимала все то, что родилось в Италии.
Из поездки в Италию Жерико привозит свою самую известную работу «Плот Медузы». Драматургия, эмоциональность, небывалая точность и осмысленность образа удивили французов и многих оставили равнодушными. Франция еще не приняла моду на романтизм и наслаждается собственным стилем ампир и остатками классицизма. Французы не были готовы оценить работу своего великого мастера.
Прошло некоторое время, и критики, сторонники академического искусства в живописи, вдруг увидели в Жерико талантливого и смелого мастера. Французы «крякнули» и пошли смотреть картину во второй раз. Пришла слава…
Наслаждаясь славой и множеством заказов, Жерико приступает к работе, задуманной им еще в 1812 году. Романтику, гражданину и творческой личности, художнику предстояло написать монументальное произведение о выводе французских войск из России. Сюжет был известен, композиция разработана, прототипы искали среди солдат. Трагическая случайность оборвала жизнь мастера. В 1824 году во время регулярных занятий верховой ездой у Жерико он упал с лошади. Удар пришелся на висок.
Наследием мастера стали несколько психологических портретов, батальных картин, несколько жанровых работ, несколько незавершенных скульптур и большое количество рисунков и этюдов, в каждом из которых можно увидеть гениальные идеи мастера, оставшиеся незаконченными.
Картины Теодора Жерико
Этюд натурщика
Плот «Медуза»
Офицер конной гвардии во время атаки
Раненые кирасиры
Скачки в Эпсоме
Портрет сумасшедшей женщины
Приручение быка
Портрет клептомана
Портрет женщины, одержимой карточной игрой
Портрет сумасшедшего
Бесплатные скачки в Риме
Героический пейзаж с рыбаками