Никаких нарисованных деревьев, особенно кипарисов, как это делал Винсент Ван Гог. К своему узнаваемому стилю он пришел не сразу, оттачивая его несколько лет.
Винсент Ван Гог, Цветущий каштан (1887)
С чего все начиналось
Первые признаки его стиля появляются в его картине 1887 года «Каштан в цвету» . Этот пышный каштан имеет четко очерченный ствол и ветви у основания. А вот ближе к кроне дерева и вообще к краям картины Ван Гог использует свой особенный прием. Участки начинают образовывать завитки и завитки, в том числе и на фоне растительности. Дерево в центре, кажется, остается в фокусе, в то время как все остальное размыто из-за завихрений.
Когда Ван Гог находился в психиатрической больнице Сен-Поль-де-Мосоль в Сен-Реми, окно выходило на пшеничные поля и темные провансальские кипарисы, а вдали виднелись Альпы. В период интенсивного творчества в июне и июле 1889 года он сначала зарисовывал части увиденного, затем превращал эти рисунки в картины.
Винсент Ван Гог, «Кипарисы» (1889 г)
Этот рисунок пером и тушью (вверху), возможно, был его первой записью. Так как следующая картина маслом (ниже) в точности повторяет изображение предыдущей, за исключением дополнительных деталей.
Винсент Ван Гог, «Кипарисы» (1889 г)
Винсент Ван Гог, Пшеничное поле с кипарисами (1889), черный мел и перо.
Затем он расширил изображение, включив в него пшеничное поле с кипарисами, которые он нарисовал черным мелом и тростниковой ручкой (вверху). Скорее всего, эту часть он нарисовал за пределами здания госпиталя, так как добиться такого вида из окна очень сложно. Он понял, что из этого получится хорошая картина, поэтому снова начал рисовать на подготовленном холсте размером примерно 73 х 93 см.
Винсент Ван Гог, Пшеничное поле с кипарисами (1889).
Скорее всего, он закончил картину за один присест, так как это первоначальная версия работы, которую он напишет позже этим летом.
Обзор картины в деталях
Винсент Ван Гог, Пшеничное поле с кипарисами (фрагмент) (1889 г.), холст, масло.
На детализированной части картины маслом (вверху) видны ботвы пшеницы, они выделены более толстым слоем краски на фоне оригинала. Ван Гог наносил слои разноцветной краски, тем самым выделяя объекты, которые необходимо учитывать, чтобы мы понимали, что именно изображено. База имеет синие и зеленые тона, которые видны сквозь его подкраску.
Винсент Ван Гог, Пшеничное поле с кипарисами (фрагмент) (1889 г.), холст, масло.
Эта часть изображения, показывающая правый нижний угол, показывает три отдельные области: диагональные штрихи, образующие стоячую пшеницу, закрученные петли, образующие траву, и сорняки внизу, выполненные в виде все тех же завитков.
Винсент Ван Гог, Пшеничное поле с кипарисами (фрагмент) (1889 г.), холст, масло.
В центре полотна, откуда взята очередная деталь, можно увидеть несколько разных цветов и их оттенков, которые мастерски смешиваются, воссоздавая вид сцены. Можно сказать, что большая часть картины была написана за один сеанс или в ближайшие дни. Некоторые детали могли быть окрашены позже, когда краска уже высохла.
Другие версии картины
Первый эскиз маслом был выполнен в начале июля. Ван Гог сообщил об этом своему брату Тео, арт-дилеру.
«У меня есть полотно из кипарисов с несколькими колосьями пшеницы, несколькими маками, голубым небом, похожим на кусок шотландского пледа», — писал художник.
Этот шедевр мирового искусства находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Картина была куплена в 1993 году за 57 миллионов долларов.
Судя по всему, в конце июля-начале августа у Ван Гога случился психологический кризис и он не написал свой «законченный» вариант картины.
Винсент Ван Гог, Пшеничное поле с кипарисами (1889), холст, масло.
Он сделал эту вторую версию в студии. Сейчас она находится в Национальной галерее Лондона. Он также написал третью, уменьшенную версию, которую отправил в подарок своей матери и сестре. Сейчас он находится в частной коллекции.
Винсент Ван Гог, Дорога с кипарисом и звездой (1890), холст, масло.
Винсент Ван Гог продолжал рисовать свои чудесные кипарисы почти до самой смерти. Всего двумя месяцами ранее он написал свою последнюю картину «Дорога с кипарисом и звездой». На нем поднимаются закрученные штрихи, образуя ореолы вокруг полумесяца и одинокой звезды. Возможно, эта картина является его окончательным выражением формы, текстуры и цвета кипарисов Прованса.
Никто никогда не рисовал так, как Винсент Ван Гог, ни до, ни после.