Препафаэлитизм — течение в изобразительном искусстве Великобритании, существовавшее в середине 19 века. Главной целью художников-прерафаэлитов была борьба с засильем академизма и стереотипов в живописи и скульптуре тех лет. Вдохновляясь наследием раннего Возрождения, участники движения использовали в своих работах старинные приемы, чтобы вдохнуть в них жизнь, насытить их полными красками, сделать небанальными.
Наиболее известные представители – Россетти, Хант, Миллет, Бёрн-Джонс, Уотерхаус. Официально Братство прерафаэлитов просуществовало всего 5 лет (1848-1853), но интерес к нему последователей этого течения сохранялся вплоть до начала 20 века.
- Подробное описание
- История возникновения группы
- Приемы прерафаэлитов
- Распад
- 10 известных художников-прерафаэлитов
- Данте Габриэль Россетти (1828-1882)
- Уильям Холман Хант (1827-1910)
- Джон Эверетт Милле (1829-1896)
- Форд Мэдокс Браун (1821-1893)
- Эдвард Бёрн-Джонс (1833-1898)
- Уильям Моррис (1834-1896)
- Джон Уильям Уотерхаус (1849-1917)
- Артур Хьюз (1831-1915)
- Уолтер Крейн (1845-1915)
- Уолтер Хоуэлл Деверелл (1827-1854)
- 12 самых известных картин
- «Юность Девы Марии» Россетти (1848-49)
- «Офелия» Милле (1851-52)
- «Блаженная Беатрикс» Россетти (1864-70)
- «Портрет Элизабет Сиддал» Россетти (1854)
- «Свет мира» Ханта (1853-54)
- «Прощание с Англией» Брауна (1852-55)
- «Леди из Шалот» Уотерхауса (1888)
- «Долгая помолвка» Хьюза (1854-59)
- «Гилас и нимфы» Уотерхауса (1896)
- «Мариана» Милле (1851)
- «Подружка невесты» Милле (1851)
- «Осенние листья» Милле (1856)
Подробное описание
Прерафаэлиты — объединение художников, скульпторов, поэтов и других представителей искусства, сложившееся в Великобритании в начале 1-й и 2-й половины 19 в. В то время искусство Туманного Альбиона уверенно застряло в академизме и не получило новых веяний. Разбить цепи укоренившихся методов, навести мост между наследием раннего Возрождения и современностью — такова была главная задача братства прерафаэлитов.
В самом названии общества заключена его суть: возродить традиции и ценности эпохи итальянских художников до Рафаэля, которого члены Братства считали одним из отцов академии, — направление, по их мнению, стереотипное и насквозь неискренне, лицемерно, вопреки искусству кватроченто. Пьетро Перуджино, Фра Анджелико, Джованни Белини: у этих великих мастеров их британские современники черпали вдохновение для воплощения своих идей.
В искусстве прерафаэлитов на ранних этапах преобладали природные пейзажи, написанные с натуры, а также сюжеты, навеянные Евангелием. В картинах не было явной церковной символики и буквального толкования Священного Писания, но смысл был ясен. Мастера также делали акцент не на пересказе того или иного эпизода, а на его глубоком осмыслении.
Со временем Братство расширило круг своей тематики: реалии позднего Средневековья, поэтический мир Данте, Шекспира и других писателей того времени. Наконец, они смешали старые техники со временем, в котором жили, и обратились в своих работах к проблемам викторианской Британии: эмиграции, дискриминации женщин, росту проституции.
История возникновения группы
Ассоциация прерафаэлитов была основана в 1848 году. Предпосылкой к этому стала встреча на выставке Королевской академии художеств двух студентов этого учреждения — Данте Габриэля Россетти и Уильяма Холмана Ханта. Они стали хорошими товарищами с одинаковым взглядом на живопись и ее проблемы. Хант даже помог Россетти закончить «Юность Богородицы».
Знакомство с третьим «братом по духу», вундеркиндом Джоном Эвереттом Милле, и растущее недовольство застрявших в академизме английских живописцев подталкивают молодых людей к созданию тайного общества. Он был задуман как противостояние современным тенденциям в изобразительном искусстве на острове. Вернуть людям хороший вкус, показать, что в живописи есть неожиданность, сложность, искренность — эти идеи стали для прерафаэлитов системными.
Вскоре к Россетти, Ханту и Милле присоединились еще 4 сотрудника:
- Уильям Майкл Россетти, младший брат Данте Габриэля;
- Джеймс Коллинсон;
- Фредерик Стивенс;
- Томас Вулнер, поэт и скульптор.
Кроме них, в число прерафаэлитов мог войти Форд Мэдокс Браун. Он полностью разделял взгляды профсоюза, но уже был близок к общине назореев. Оно ставило те же цели — возрождение традиций раннего Возрождения, но действовало в Германии и Австрии. Вот почему Браун не стал членом прерафаэлитов, хотя и продолжал поддерживать с ними тесные связи.
Первое упоминание о тайном братстве появилось в уже упомянутой картине Россетти «Юность Девы Марии». В левом нижнем углу автор нанес три буквы ПРБ. Это расшифровывалось как «Братство прерафаэлитов». Со временем такие же буквы появились еще на 2 картинах членов профсоюза.
Приемы прерафаэлитов
Старшим в общине был Уильям Хант (21 год), но главное вдохновение, толчок нынешнему дал Данте Габриэль Россетти. Вместе со своим младшим братом он сформировал 4 основных принципа, которым следовали прерафаэлиты:
- Будьте полностью искренними, делайте все от души.
- Старайтесь создавать действительно ценные картины, скульптуры, по максимуму поэзию.
- уметь видеть природу и точно передавать ее на холст.
- Избегайте стереотипов, берите только самые интересные и честные примеры из прошлого.
Для членов Братства было принципиально писать все с натуры. Роль моделей для картин исполняли родственники и друзья. Из-за этого стали визуально стираться границы между социальным статусом персонажей. Прерафаэлиты могли использовать коробейника как сцену для придворной дамы, а сестра и мать Габриэля Россетти изображены на полотне «Юность Девы Марии.
Члены тайного общества предприняли еще один радикальный шаг. Британские академики в свое время использовали битум для рисования картин, что не лучшим образом сказалось на картине. Стало неясно, темно, «жизнь» пропала. Прерафаэлиты стремились вернуть холсту естественные глубокие оттенки, детализацию, свежесть — все, что было в работах периода кватроченто. Юные художники добились поставленных целей следующим образом:
- после грунтовки холста на нем намечалась композиция;
- затем наносился белый пигмент, удаляя с него масло промоканием;
- уже поверх белил написали работу полупрозрачными красками.
Результат был фантастическим. Картины задышали, приобрели десятки ярких оттенков, а главное, они словно застыли во времени. Наследие творчества прерафаэлитов сохранилось в XXI веке, причем в первозданном виде.
Распад
С самого начала в основе идеи братства прерафаэлитов лежала глубинная «бомба», которая могла грохнуть в любой момент. Верность идеалам эпохи кватроченто молодые энтузиасты пытались сочетать с использованием реализма в изображении природы. Между этими двумя течениями была пропасть почти 400 лет, не всегда удавалось их гармонично совместить.
Такое столкновение стилей в итоге положило начало внутреннему расколу союза. Прерафаэлиты постепенно разделились на две ветви. Первые (Хант, Милле) серьезно погрузились в реализм, вторые во главе с Данте Габриэлем Россетти сосредоточились на традициях раннего Возрождения.
В начале 50-х гг. В 19 веке в обществе уже был большой поклонник — известный теоретик искусства и критик Джон Раскин. Он «рекламировал» прерафаэлитов: писал статьи в газеты о деятельности союза, убеждал людей в важности сохранения древних традиций. Раскин, как и Форд Мэдокс Браун, был абсолютным товарищем по духу для членов Братства. Ему даже удалось систематизировать идеи и принципы прерафаэлитов в своих трудах.
Просветительская работа Рескина имела ощутимые последствия. Движение прерафаэлитов в Англии вышло из подполья «в народ», работы мастеров получили известность, ценители искусства заинтересовались Средневековьем и Ренессансом. Кроме того, работы прерафаэлитов стали показывать на выставках.
Но даже такой быстрый прорыв не спас Братство от роспуска. Объединять некогда товарищей по оружию было мало, и только один Уильям Холман Хант остался верен принципам общины. Некоторые участники покинули команду.
Когда Милле, пересмотрев свои жизненные приоритеты, женился и стал членом Королевской академии художеств, Россетти объявил, что Братство прерафаэлитов прекратило свое существование. Это был 1853 год.
Члены профсоюза занялись своими делами. Россетти искал вдохновения в литературных темах, Хант вообще забросил Туманный Альбион. Было предпринято несколько попыток возродить Братство, но они не увенчались успехом.
через 3 года после раскола прерафаэлитов, в 1856 году, Россетти познакомился с двумя молодыми последователями своих идей — Эдвардом Бёрн-Джонсом и Уильямом Моррисом. Они убедили мастера взять их в ученики, и это дало новый виток развития движению прерафаэлитов.
Братства не существовало, но его идеи все же захватили умы многих художников. Благодаря Бёрн-Джонсу, Моррису и их соратникам интерес к искусству прерафаэлитов сохранялся и в начале 20 века.
10 известных художников-прерафаэлитов
Данте Габриэль Россетти (1828-1882)
Один из основателей и творческий лидер прерафаэлитов. После распада Братства он продолжил передавать свои идеи своим ученикам, создав целую школу последователей прерафаэлизма.
Первой женой и музой Россетти была Элизабет Сиддал. Именно она запечатлена на картине «Блаженная Беатрикс».
Уильям Холман Хант (1827-1910)
Самый старший из всех, кто состоял в союзе. Единственный, по мнению исследователей, до распада был верен идеям братства. Хант считается самым глубоким из прерафаэлитов: его произведения проникнуты духовным литьем и поиском смыслов. Свои самые известные картины он написал уже после распада общества.
Джон Эверетт Милле (1829-1896)
Он поступил в Королевскую академию художеств в возрасте 11 лет, что сделало его самым молодым студентом в истории этого учебного заведения. «Офелия» Джона Эверетта Милле, пожалуй, самое известное и значительное произведение в прерафаэлизме.
Его уход в Королевскую академию в 1853 году стал последним «приговором» Братства. В год своей смерти Милле некоторое время занимал пост президента своей альма-матер.
Форд Мэдокс Браун (1821-1893)
Этот художник никогда не был частью сообщества, но все время развивал свои принципы. Он был близким другом Россетти и Уильяма Морриса. Браун обращался в своих произведениях к проблемам викторианской эпохи, особенно к проблемам эмиграции.
Эдвард Бёрн-Джонс (1833-1898)
Один из учеников и последователей Россетти, с которым он познакомился после распада Братства. Бёрн-Джонс специализировался на изображении обнаженного мужского тела.
Характерные черты реализма прерафаэлитов необычны для картин художника. Персонажи больше похожи на статуи, чем на людей. Помимо живописи Бёрн-Джонс занимался витражами.
Уильям Моррис (1834-1896)
Прекрасная Изольда
Уильям Моррис
Уильям Моррис внес наибольший вклад в историю прерафаэлизма как книгоиздатель, прозаик и поэт. Его страсть к живописи быстро иссякла: он завершил только одну картину — «Прекрасную Изольду» в 1858 году. Позже он занимался проектированием зданий, пробовал силы в политике.
Джон Уильям Уотерхаус (1849-1917)
Один из последних видных представителей движения прерафаэлитов, работавший уже в конце 19 века. Уотерхаус использовал в своих картинах образы рыцарей и девушек из средневековой литературы. Самая известная его работа — «Леди из Шалотты».
Артур Хьюз (1831-1915)
Еще один студент Королевской академии художеств, последователь идей Милле. Представил свою версию «Офелии». Кроме того, Хьюз реализовал себя как иллюстратор: его рисунки украшали книги и журналы тех лет. Автор культовой картины «Долгая помолвка».
Уолтер Крейн (1845-1915)
Безжалостная красавица
Уолтер Крейн
Этот художник был вдохновлен идеями прерафаистов после прочтения произведений Джона Раскина, а также знакомства с Бёрн-Джонсом и Моррисом. Крейн принимал активное участие в возрождении интереса к наследию эпохи Возрождения. Помимо картин, он занимался иллюстрациями к книгам.
Уолтер Хоуэлл Деверелл (1827-1854)
Клетка
Уолтер Хауэлл Деверелл
В 1850 году он получил от Россетти предложение стать членом Братства, но отказался. Тем не менее всю свою недолгую творческую жизнь Деверелл посвятил идеям прерафаэлитов. В основном изображались отношения между мужчиной и женщиной. Прожил всего 26 лет.
12 самых известных картин
«Юность Девы Марии» Россетти (1848-49)
Юность Девы Марии
Данте Габриэль Россетти
Эта работа считается отправной точкой в истории прерафаэлитов. Россетти начал его еще до знакомства с Хантом и Милле и завершил с помощью первого. На картине изображена первая монограмма братства. Сестра и мать автора изображены как Мария и святая Анна.
«Офелия» Милле (1851-52)
Офелия
Просо
Самая известная картина прерафаэлитов. На полотне изображена девушка, лежащая в воде, смотрящая вверх и ожидающая смерти. Это Офелия, возлюбленная Гамлета. Когда она узнала об убийстве принцем ее отца, она сошла с ума и утопилась. Специалисты отмечают, что Милле удалось мастерски уловить тонкую грань между жизнью и смертью, добавив ярких тонов истинной английской природы.
«Блаженная Беатрикс» Россетти (1864-70)
Блаженная Беатрикс
Россетти
Муза Данте Алигьери скрестила руки в ожидании момента смерти. В образе Беатрис Россетти запечатлел свою покойную возлюбленную Элизабет Сиддал. Так мастер оплакивал утрату 6 лет, превратив это чувство в картину.
«Портрет Элизабет Сиддал» Россетти (1854)
Портрет Элизабет Сиддал
Россетти
И это произведение было написано, когда возлюбленная Россетти была еще жива и здорова. Небольшой портрет девушки, скрестившей руки на подбородке и задумчиво смотрящей вниз, выполнен акварелью на бумаге.
«Свет мира» Ханта (1853-54)
Свет мира
Уильям Холман Хант
В полумраке стоит Иисус в длинном светлом одеянии со светильником в руке и стучит в дверь. Луна за головой Спасителя образует ореол. Аллегория ясна: дверь — это ожесточенное сердце, в которое Бог пытается принести свет.
«Прощание с Англией» Брауна (1852-55)
Прощай, Англия
Форд Мэдокс Браун
Бесконечно меланхоличные лица двух героев отражают всю боль, связанную с эмиграцией. Они сидят на борту корабля, за скалами на британском побережье. Неизвестно, что ждет этих людей в чужой стране. В качестве героев Браун запечатлел себя вместе с женой.
«Леди из Шалот» Уотерхауса (1888)
Волшебница Шалот
Джон Уильям Уотерхаус
Очаровательная рыжеволосая девушка плывет в лодке с гобеленом на борту и поет грустную песню. Уотерхаус пересказывает стихотворение, основанное на средневековых легендах о короле Артуре.
«Долгая помолвка» Хьюза (1854-59)
Долгое обязательство
Артур Хьюз
Парень со своей девушкой стоит у дерева и задумчиво смотрит вверх. Девушка пытается его развеселить. Образ выдержан в традициях романтизма.
«Гилас и нимфы» Уотерхауса (1896)
Гилас и нимфы
Джон Уильям Уотерхаус
На полотне изображены сцены из греческой и римской мифологии. Аргонавт Гилас склонился над озером, чтобы набрать воды, но его схватили наяды-русалки.
«Мариана» Милле (1851)
Мариана
Джон Эверетт Милле
Героиня пьесы Шекспира, тоскующая по своему возлюбленному, поднялась со стула и схватилась за поясницу. Окно украшено красивым витражным стеклом. Милле содержал в себе в этой позе Марианы, помимо грусти, половое влечение.
«Подружка невесты» Милле (1851)
Подружка невесты
Джон Эверетт Милле
Гостья с роскошно длинными волосами сидит за свадебным столом и смотрит ей прямо в глаза. В ее глазах заметна одновременно и робость, и чувственная страсть.
«Осенние листья» Милле (1856)
Осенние листья
Джон Эверетт Милле
На фоне красивого осеннего заката молодые девушки собирают листья в высокую кучу, чтобы развести костер. Огня не видно, но после струи дыма он уже горит. Милле внес в картину атмосферу ностальгии и времени.