Живопись расцвела после первых цветочных коллекций, в основном благодаря розе — цветку с совершенными формами и оттенками. Художники рисовали картины розами и наслаждались эстетикой и гармонией природы. Многие из них увлекательно экспериментировали с сюжетами, рассказывая литературные произведения в многоцветных тонах. С каждой эпохой у королевы садов появлялись новые обличья и символы.
Символ розы в живописи
Зашифрованное значение розы в живописи можно узнать при изучении успешных работ импрессионистов, реалистов, римлян и художников-натюрмортов. Они оставили свой след не только в искусстве, но и в элементах флористики. Несравненная красота красных, белых, желтых и розовых роз описывается как символ природы, эмоций и таланта.
Красные розы
Алая роза отмечена как символ любви, желания, процветания, безупречной красоты и страсти. Она выражает как язык души, так и плоти, что дает большое количество идей для живописи маслом и акварелью. Мастера живописи в разные эпохи отражали в закрытых бутонах чувства, а распустившийся цветок считался царственным, увядшие розы ранее показывали любовь, разлуку, боль и разочарование. Так картины с красными розами олицетворяли глубокие чувства влюбленных и обозначали стиль романтики.
История алого букета воспроизведена во многих работах художницы-прерафаэлитки Марии Спартали Стилман. В ее знаменитой акварельной картине «Посланник любви» 1885 года красный цветок, голубь и девушка с вышивкой Амуром стали символом чувственности и любви одновременно.
Знаменитый декоратор Уильям Моррис совершенно иначе выражает чувство романтики и красоты в собственной работе «Решетка», 1864 год. Красивые бутоны изящно обвивают садовую конструкцию. Этот орнамент стал широко известен в мире и до сих пор используется в английском дизайне.
Пьер Огюст Ренуар создал одну из лучших коллекций цветов – расписав розы в вазах, венках, кувшинах, корзинах. Он обладал неиссякаемой фантазией и стремился к живости, естественности, чарующей красоте. Его картины сильно отличались от голландских натюрмортов, в них чувствовалось невероятное волшебство. Можно сказать, что розы Ренуара вобрали в себя буйство всех природных оттенков и форм.
Константин Коровин также входит в число Ренуара. Русский живописец написал около двадцати картин маслом с изображением роз. Особого внимания заслуживала его работа «Розеры и фиалки», 1912 год. Изображение вазы с ярко-красными бутонами, рядом с небольшим букетом фиалок, кофейными принадлежностями, сахарницей и оранжевым апельсином, а за окном такое же манящее Париж.
Белые розы
Белая роза впервые упоминается в мифологических историях, восхваляющих ее оригинальность. По легенде цветок с белыми бутонами рос в роскошных садах Древней Греции и Древнего Рима и олицетворял собой символ чести и невинности. В живописи садовые розы нежного оттенка символизируют то же самое – молодость, совершенство и чистоту.
Голландские и французские живописцы написали множество картин белых роз в виде натюрмортов: одиночные композиции; в сочетании с цветными розами; с другими цветами. Часто сюжет разбавляли красочными элементами – добавлением алой вишни, сочных фруктов, выложенных рядом. Это идеальная передача даров природы на белоснежное полотно.
Яркий след в цветочной живописи оставил Анри Фантен-Латур. Преданный реализму, он совершенствовал свое флористическое мастерство. Он написал 800 композиций масляными красками, в том числе памятную картину в классическом стиле «Белые розы в стеклянной вазе», 1875 год.
Иначе нежный букет роз исполнен в поэтическом произведении советского художника Александра Головина «Девушка и фарфор (Фрося)», 1916 год.
Желтые розы
Великолепие садов и парков, как и в предыдущие эпохи, невозможно представить без изящной розы, плетущейся или раскинувшейся в кустах. Палитра оттенков настолько многогранна, что художники много времени уделяют отражению всей красоты цветочной природы. Желтая роза, о которой не так много легенд, заслуживает особого внимания из-за лета и сочного оттенка.
Одна из любимых работ Эдуарда Мане «Сирень и розы» 1882 года показывает, насколько полным и возвышенным является сочетание белой сирени, розовых роз и желтых бутонов. Нежнейшая композиция восхищает каждый раз, когда на нее смотришь.
Неравнодушен к букету желтых роз и французский живописец Поль де Лонгпре, в своих работах он, подобно Э. Мане, сочетает пестрые бутоны с сиренью. Он редко писал цветы в вазах, предпочитая свежесобранные букеты, оставленные на столе или на деревянном пороге.
Абсолютный шедевр «Цветы в кувшине. Купальники» написал известный советский художник-пейзажист Петр Петровичев. Огромный желтый букет передал красоту лета в осенних мотивах. Больше всего П. Петровича привлекала чайная роза.
Розовые розы
Отражение бутонов роз в картине символизирует нежность, очарование и юность. Художники, практикующие жанр «натюрморт», прекрасно передают многогранность тени. Красота розового цвета заключается в его элегантности – ни один цветок на картине не отражен так тонко, как бледно-розовая роза.
Джон Уильям Уотерхаус подарил миру великолепнейшее произведение «Душа розы», 1908 год, в стиле прерафаэлитов и романтизма. С помощью кисти художник воплотил идеальный сюжет чувственной девушки, вдыхающей нежнейший аромат лепестков роз. Именно розовый олицетворяет чувственность, женственность, изысканность и в то же время неизведанную загадочность.
Все оттенки розового можно найти в композициях Анри Фантен-Латура, Петра Петровичева, Пьера-Огюста Ренуара, Константина Коровина. Живописцы с большим энтузиазмом передавали символику самого красивого в мире цветка в своих творениях.
Известные художники
Художники-натюрморты стали успешными не только благодаря написанным работам по использованию цветов, но и другим работам в разных стилях. Многие из них рисовали розы, пионы, лилии, просто чтобы заработать деньги, что в конечном итоге привело к созданию элегантных цветочных коллекций.
Наиболее яркими представителями этого направления в искусстве являются Константин Коровин, Анри Фантен-Латур, Пьер-Огюст Ренуар.
Константин Коровин
Константин Коровин родился в Москве 5 декабря 1861 года. Талантливый юноша планировал стать архитектором, но, проучившись 2 года на архитектурном факультете, перевелся на живописное отделение. После окончания училища Константин продолжил обучение в Академии художеств.
Молодой художник любил путешествовать, где вдохновлялся пейзажами и умело переносил их на чистый холст. Он начал рисовать в стиле импрессионизма после поездки во Францию, затем переехал туда навсегда. Жизнь талантливого эмигранта в Париже была трудной, он много рисовал, чтобы заработать денег. Его интересовал цветочный натюрморт – он любил сочетать цветы и фрукты.
Константин был связан не только с живописью, но и с театром и литературой. Она была опубликована в парижском журнале в рубрике «Рассказы». За время его авторства было опубликовано около 400 литературных очерков. 11 сентября 1939 г. К. Коровин скончался от сердечного приступа на одной из улиц Парижа.
Анри Фантен-Латура
Потомственный французский художник Анри Фантен-Латур родился 14 января 1836 года в Гренобле, Франция. С детства талант Анри в изобразительном искусстве развивал его отец, который был малоизвестным художником. Затем он отправил сына в художественную школу в Париже.
Анри Фантен-Латур считал себя художником-реалистом, но дружил со многими импрессионистами. Он старался отойти от рамок одного жанра, экспериментировал со своими произведениями. Лучше всего он преуспевал в натюрмортах и портретах, а также любил копировать работы мастеров, выставленных в Лувре. Нарисованные репродукции хорошо продавались, поэтому он поселился рядом с музеем и заглядывал туда почти ежедневно.
Знаменитый художник скончался 25 августа 1904 года в поместье Нормандия, принадлежавшем его жене, художнице Виктории Дюбур.
Пьер Огюст Ренуар
Будущий импрессионист Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе, Франция. В юности у него был прекрасный голос, за что ему обещали музыкальную карьеру, но в то же время у юноши появилось влечение к живописи. Помогал родителям заработком, расписывал фарфоровую посуду. Затем он поступил в вечернюю школу живописи.
Он, как и Фантен-Латур, окончил Школу изящных искусств в Париже, после чего практиковался в мастерской швейцарского художника Глейра. Огюст стал успешным ведущим художником Франции и любил рисовать розами. Был женат на Алине Шариге, имел троих сыновей. В кругах французской элиты художественный талант живописца получил широкое признание.
В последние годы жизни Огюста парализовало, но он продолжал работать. Он умер 3 декабря 1919 года. Некоторые его работы неоднократно выставлялись в Лувре. Фамилию Ренуар прославил и его сын Клод Ренуар, ставший известным французским кинооператором.