Гравюра считается одним из самых молодых видов искусства. Его развитие как самостоятельного жанра творчества связано с тиражированием рисунков. На протяжении нескольких столетий техника гравировки была основным методом передачи и получения информации. Это особый вид искусства, обладающий своей эстетикой и возможностями.
- Описание
- Виды гравюры
- Продольная (обрезная) ксилография
- Поперечная (торцевая) ксилография
- Резцовая гравюра
- Офорт
- Сухая игла
- Пунктирная гравюра
- Мягкий лак
- Акватинта
- Лавис
- Меццо-тинто
- Кьяроскуро
- Линогравюра
- История развития в зарубежных странах
- История русской гравюры
- Процесс гравировки
- Отличия от литографии
- Значение в искусстве
- Самые известные зарубежные граверы
- Джованни Баттиста Пиранези
- Гюстав Доре
- Уильям Хогарт
- Сальвадор Дали
- Мауриц Корнелис Эшер
- Рембрандт Харменс Ван Рейн
- Питер Брейгель Старший
- Уильям Блейк
- Пабло Пикассо
- Адриан Людвиг Рихтер
- Знаменитые советские и русские граверы
- Фаворский Владимир Андреевич
- Алексей Федорович Зубов
- Шишкин Иван Иванович
- Павлов Иван Николаевич
- Алексей Иванович Ростовцев
- Анна Петровна Остроумова-Лебедева
- Японские гравюры
- Гравюры Москвы
- Гравюры Санкт-Петербурга
- Китайские гравюры
- Лучшие гравюры
- «Меланхолия» Альбрехта Дюрера
- Серия Капричос Франциско Гойи
- Апокалипсис Альбрехта Дюрера
- Рыцарь, смерть и дьявол Альбрехта Дюрера
- Модный брак Уильяма Хогарта
- Адам и Ева Альбрехта Дюрера
Описание
Гравюра – это особый вид графического искусства. Суть его заключается в нанесении на материал (дерево, металл), выбранный в качестве полотна, оттиска определенного рисунка. В результате рождается картина, не нуждающаяся в кистях и холстах.
Виды гравюры
Классификация проводится по разным параметрам:
- способ обработки печатной формы – травление и гравировка;
- цветное исполнение – черно-белое и цветное;
- художественная ценность — репродукция и авторство;
- назначение — станковое, прикладное, книжное;
- печатный материал — на металле, дереве, пластике, золоте, стекле, линолеуме и т.д.
Наибольшее значение придается технологии производства. В соответствии с этим параметром различают следующие виды гравировки.
Продольная (обрезная) ксилография
Первая известная техника. Для изготовления нажимной плиты используются доски с продольным распилом древесины хвойных пород. Выкройка выполнена из ножей разных видов и размеров.
Пейзаж
Эдвард Мунк
Ключевой особенностью техники ксилографии является преобладание черных линий и высокая контрастность.
Поперечная (торцевая) ксилография
Для формирования рисунка используйте доску с сечением из лиственных пород и специальный инструмент – стамеску. Благодаря ему можно делать тонкие штрихи, плавно варьировать переходы к линиям разной глубины.
Портрет Кутузова
Владимир Фаворский
Резцовая гравюра
Это гравировка на металле (чаще всего используется медь), вырезанная специальным инструментом – металлографической фрезой с квадратным сечением.
Битва за голых мужчин
Антонио дель Поллайоло
Ключевой особенностью является преобладание четких чистых линий.
Офорт
На металлическую пластину нанесен кислотоупорный лак. С помощью острой тонкой иглы процарапывается узор. Затем полотно протравливают кислотой, из-за чего в углублениях металл подвергается коррозии.
Три дерева
Рембрандт Ван Рейн
Этот вид позволяет создавать сложные рисунки в свободной технике.
Сухая игла
Техника больше всего похожа на травление. Единственный нюанс — металлическая пластина не окрашена, рисунок процарапан иголкой.
Портрет писателя Виктора Гюго
Огюст Роден
Благодаря особенностям технологии готовая работа максимально похожа на натуральный карандашный рисунок.
Пунктирная гравюра
На предварительно окрашенную металлическую заготовку с помощью гравировального молотка наносится множество мелких точек. Сочетание углублений с разной плотностью образует узор с необычной графической фактурой, в отличие от гравировки одной линией.
Портрет Лавинии Спенсер
Франческо Бартолоцци
Мягкий лак
Заготовка покрывается мягким лаком, после чего на нее кладется лист бумаги. На нем наносится карандашный рисунок. Благодаря мягкой консистенции лак прилипает к бумажному листу в местах надрезов.
Буря
Кете Кольвиц
Затем заготовка травится кислотой, в результате чего получается рисунок с необычным зернистым штрихом.
Акватинта
Заготовка покрывается тончайшим слоем асфальта или канифоли, после чего на поверхность процарапывается рисунок. Затем его отравляют кислотой. Благодаря свойствам покрытия оно проникает не только в углубления от иглы, но и в мельчайшие поры канифольного или асфальтового покрытия. В результате получается полотно с необычным тональным эффектом.
Одно стоит другого
Франсиско Гойя
Лавис
Одна из самых сложных техник. На куске меди, предварительно покрытом слоем канифоли, формируется рисунок. Делайте это кисточкой, обработанной кислотой.
Русские рыбники
Жан-Батист Лепренс
Полученная форма используется для тиражирования оттисков. Он был одним из первых, кто стал использоваться в газетной печати. Протравленные кислотой участки медной гравюры в процессе печати заполняются чернилами, образуя окончательный рисунок.
Меццо-тинто
На доске с зернистой структурой соскабливаются светлые элементы рисунка. Старинные гравюры в этой технике отличаются глубиной тона, необычной игрой теней.
Церковь Иисуса Христа в Оксфорде
Эдвард Дейес
Кьяроскуро
Готовая композиция создается путем печати нескольких элементов изображения друг за другом. Каждая из них нанесена на отдельную деревянную заготовку, отличается от других цветом и тоном.
Отличный улов рыбы
Хьюго ди Карпи
Линогравюра
Новейшие технологии, появившиеся в XX веке. Активно используется современными мастерами графики. Он имеет аналогичные продольные черты ксилографии, но рисунок нанесен на тщательно отполированный лист линолеума.
Сосны и песчаные дюны
Александр Шевченко
История развития в зарубежных странах
Первые образцы появились в Китае в VI веке. Долгое время этот художественный жанр не получил широкого распространения, так как бумага использовалась только в этой азиатской стране.
В Европе первые образцы гравюр стали появляться с развитием книгопечатания и книгопечатания в 15 веке. Для упрощения процесса копирования рисунков в печатных изданиях была разработана первая известная техника гравюры — продольная ксилография.
В последующие годы гравюра получила широкое распространение. Появилось несколько новых техник. Спустя несколько месяцев продольные резчики по дереву в Германии научились делать резку холстов, в 1513 году появилась техника офорта. В 16 веке итальянские мастера представили первые образцы работ светотени.
Благодаря оригинальным рисункам с необычной фактурой и деталями гравюра приобрела большую популярность. В Европе появилось множество мастеров, создающих в этой технике сложнейшие рисунки.
Первопроходцами были чемпионы Германии:
- Альбрехт Дюрер – «Четыре ведьмы», «Женская баня», «Аполлон и Диана», «Морское чудовище»;
- Мартин Шонгауэр – серии «Страсти», «Большое распятие с четырьмя ангелами»;
- Майкл Вольгемут – «Изгнание из рая», «Адам и Ева», «Вид на Пизу».
xVII век был расцветом гравюры. Появилось много новых техник, ее стали активно использовать в качестве иллюстраций к печатным изданиям. В этот же период началась популяризация этого жанра среди европейской аристократии. Во многих богатых домах появились уникальные композиции и репродукции.
В 19 веке гравюра стала популярной в США благодаря серии произведений Джеймса Уистлера «Французская сюита».
Промышленная революция ХХ века создала условия для развития. Появились новые материалы, которые стали активно использоваться для создания печатных форм. В этот период появляются первые линогравюры, рисунки на пластике и стекле, гравюры на стали.
История русской гравюры
Развитие гравюры в России происходило одновременно с высокой печатью. Первый экземпляр был опубликован в 1564 году. Под руководством Ивана Федорова была напечатана книга «Апостол».
Сначала гравюрой интересовались церковники. Широкую известность получили произведения «Антимида» Иосифа Знаменского, «Апокалипсис» священника Прокопия. Максимальная популяризация этого вида искусства началась в 17-18 веках. Большим любителем этого жанра стал Петр I, по приказу которого в Россию стали приезжать выдающиеся европейские мастера. Основам гравюры они научились у художников из России и у самого Петра, освоившего технику офорта.
Невский проспект у Адмиралтейства в 1753 г
Качалов Г.А.
В середине 18 века в России появилось уникальное направление гравюры — «Проспекты». На работах изображены виды крупнейших городов России. Ярким образцом гравюр в этом жанре были иллюстрации Ю. Васильева и Г. Качалова к Плану столицы Санкт-Петербурга, подаренные ими императрице Елизавете Петровне в 1753 году.
Вид на Каменноостровский дворец со стороны Невы
Ухтомский А.
В этот же период в России была создана Академия художеств, ставшая локомотивом популяризации гравюры. Многие выдающиеся отечественные живописцы стали академиками, но особое место занимал А. Ухтомский с работой «Вид Каменноостровского дворца с Невки».
Гравюра широко использовалась в портретной живописи. Наиболее известным мастером этого жанра является Е. Чемесов, творчество которого поражает детализацией рисунка, неповторимым переплетением мазков и тонкой игрой света и тени. Его руке принадлежит несколько работ, самые известные – «Портрет Петра I», «Портрет Г. Орлова».
Начало 19 века характеризовалось популяризацией работ в технике литографии. На территории России первой картиной этого жанра является «Курдский кавалерист в военном костюме» А. Орловского. Бурное развитие литографии произошло благодаря широкой поддержке Общества поощрения художников. Под их патронажем вышла серия «Сборник видов Петербурга и его окрестностей» К. Сабата, С. Шифляра и К. Беггорова. Значимой для русской культуры стала серия «Сцены из русской народной жизни», в которую вошли сцены с рисунков И. Щедровского.
Интерес россиян к гравюре был отмечен изданием журнала В. Тимма «Русский художественный лист». Выходил три раза в месяц с 1851 по 1862 год. Каждый номер сопровождался несколькими авторскими фотографиями.
Процесс гравировки
Гравировка – сложный и длительный процесс. На создание рисунка уходит много времени и сил. Несмотря на различия в техниках, их всех объединяет определенная последовательность действий:
- Подготовка оттисков. Изображение аккуратно рисуется на поверхности дерева, металла или пластика с помощью специального инструмента.
- Чтобы рисунок сохранился надолго, заготовку обрабатывают специальными химическими компонентами, препятствующими коррозии и разрушению изображения.
- После создания готовой формы изображения с нее переносятся на бумагу.
Граверам понадобились годы, чтобы создать сложные работы. С развитием новых технологий и возможностей процесс гравировки стал намного проще, что сделало его прототипом для фотографии.
Отличия от литографии
Гравюра и литография имеют сходные черты в методике выполнения, но, несмотря на это, относятся к разным видам художественных приемов создания рисунков.
Гравюра – вид графической техники, рисунки которой представлены в виде печатных оттисков. Рельефный рисунок формируется на поверхности дерева, пластика или металла. С печатной формы изображение переносится на бумагу различными способами печати.
Литография — это формат печати, при котором краска переносится на бумагу с гладкой полированной поверхности литографского камня. Перед этим специальным карандашом наносится изображение. Готовый рисунок протравливают азотной кислотой.
Если на камень нанести слой типографской краски, рисунок закрепится на бумаге под воздействием пресса. Литографию часто путают с монотипией, но, несмотря на некоторое сходство, они отличаются друг от друга.
Значение в искусстве
Гравюра — самый молодой вид искусства, появление которого спровоцировало книгопечатание и необходимость воспроизведения рисунков. Ее внешний вид имеет огромное культурное значение. Если ранее словесная форма использовалась для передачи сообщения о предмете, устройстве, необычном внешнем виде и т д., что не давало четкого представления о теме разговора, то гравюра позволяла наглядно передать зрительный образ.
Гравюра играла важную роль в высокой печати. С помощью иллюстраций, размещенных в книгах, люди узнавали что-то новое, могли сравнивать и делать собственные выводы. Особой популярностью пользовались книги с изображением других городов, военных сражений и оружия, строения Солнечной системы. Фактически гравюра стала своеобразным прообразом фотографии, которая своим появлением в середине XIX века постепенно вытеснила гравюру.
Гравюра играла значительную роль в политической жизни. В моменты военных действий, социальной напряженности и беспорядков гравюра становилась средством агитации. Примером может служить политика Петра I. Император заказал рисунки, прославляющие победы русской армии, изображающие необычные виды городов. Все это позволило вызвать интерес к России и ее культуре в европейских странах.
Самые известные зарубежные граверы
Несмотря на то, что гравюра как творческий жанр зародилась в Китае, именно в Европе ей удалось завоевать огромную популярность, стать настоящим революционным прорывом в общественной и культурной жизни многих стран. Все это стало возможным благодаря целой плеяде известных мастеров.
Джованни Баттиста Пиранези
Выдающийся итальянский архитектор, график и пейзажист. Гравюры Пиранези оказали огромное влияние на развитие неоклассицизма и сюрреализма. Ему удалось создать неповторимый мир удивительной архитектуры, изображениям которой свойственны фактурность, изысканная игра теней.
Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778) был автором многих произведений, в том числе:
- серия гравюр «Вид на Рим»;
- серия «Фантастические картины тюрем»;
- Базилика Святого Джованни Латерано».
Гюстав Доре
Французский иллюстратор и гравер, тесно связанный с Россией. Гюстав Доре (1832-1883) тесно сотрудничал с русским издателем Вольфом. Он стал живым примером того, как человек без художественного образования может стать выдающимся мастером гравюры. Гюстав Доре по праву носит звание выдающегося иллюстратора, каждая работа которого является непревзойденным образцом игры света и тени.
Авторство Гюстава Доре принадлежит:
- серия «Ад», «Чистилище» и «Рай» по Данте;
- «Версаль и Париж»;
- цикл «Потерянный рай» на поэму Д. Мильтона;
- серия из 230 «библейских» картин».
Уильям Хогарт
Английский живописец и гравер, увековечивший свое имя как основоположник жанра сатирической гравюры. Уильям Хогарт (1697-1764) задался целью искоренить человеческие пороки посредством творчества.
Среди его сочинений такие выдающиеся произведения, как:
- «Пивная улица»;
- «Джин Лейн»;
- «Визит к шарлатану»;
- «Карьера Мота».
Сальвадор Дали
Блестящий испанский график, скульптор и режиссер оставил после себя богатое творческое наследие. Для него не существовало запретов и ограничений, что помогло Сальвадору Дали стать одним из самых выдающихся творцов.
Эскизы Дали наполнены глубочайшим смыслом с непревзойденной игрой теней, импульсивными движениями и переплетениями мазков:
- «Гордый»;
- «Церковь и Империя»;
- «Сирена из видений Данте»;
- «Вспыльчивый».
Мауриц Корнелис Эшер
Голландский гравер, наиболее известный своими концептуальными работами с 3D-графикой. В своем творчестве он исследовал влияние бесконечности и симметрии на художественную ценность, что позволило ему стать одним из основоположников собственного жанра гравюры.
Мауриц Корнелис Эшер создал множество работ, в том числе:
- «Относительно»;
- «Узы единства»;
- «Вниз и вверх»;
- «Водопад».
Рембрандт Харменс Ван Рейн
Выдающийся голландец работал в жанре офорта. Сохранилась огромная коллекция его гравюр, многие из которых можно увидеть в Эрмитаже.
Самые известные произведения Рембрандта:
- «Блин»;
- «Иисус Христос исцеляет больных»;
- «Портрет Яна Лутмы»;
- «Три распятия»;
- «Ангел видимо пастухам».
Питер Брейгель Старший
Голландский художник, ставший одним из самых ярких представителей фламандского Возрождения. Его работы наполнены глубоким смыслом, каждый элемент гравюры тщательно спланирован и прорисован. Самые известные гравюры автора:
- «Алхимик»;
- «Большая рыба мало ест»;
- «Падение чародея Гермогена»;
- Святой Иаков и волхв Гермоген».
Уильям Блейк
Английский поэт, живописец и гравер оказал сильное влияние на развитие стиля модерн. Его уникальное творческое видение помогло ему создать собственный мир, наполненный философскими размышлениями и таинственной тайной.
Среди наиболее заметных работ:
- серия гравюр к «Книге Иакова»;
- «Старые времена»;
- «Призрачные головы».
Пабло Пикассо
Выдающийся испанский художник, скульптор и гравер, он работал в стиле кубизма и сюрреализма, став одним из самых известных представителей этих течений. По словам самого Пикассо, гравюра позволяла ему воплотить тайны своего воображения в реальность, наполненную матадорами, фантастическими животными и романтикой.
Самые известные графические рисунки Пабло Пикассо:
- «Веерная голова»;
- «Прыжки с шестом»;
- «Франсуаза»;
- «Ванные комнаты».
Адриан Людвиг Рихтер
Выдающийся немецкий художник, который в своем творчестве представляет идеи романтизма и бидермейера. В своем творчестве он старался сосредоточиться на изображении пейзажей, считая, что только так он сможет вернуть людей к великой гармонии природы.
Его рука принадлежит таким уникальным творениям:
- «Лудольф, герцог Швабии, просит у отца прощения»;
- «Оттон из Германии на берегу Северного моря»;
- серия гравюр к сказкам братьев Гримм.
Знаменитые советские и русские граверы
Советская и российская школа гравюры подарила миру множество уникальных произведений.
Фаворский Владимир Андреевич
Владимир Андреевич Фаворский стал одним из самых известных отечественных граверов. Для его творчества характерен фантастический гротеск, образы русского быта и нравов. Самые известные гравюры автора:
- «Иван Федорович Шпунка и его тетка»;
- «Плач Ярославны»;
- «Повесть о полку Игореве»;
- «Пушкин-лицеист»;
- серия гравюр к «Маленьким трагедиям» Пушкина.
Алексей Федорович Зубов
Талантливый гравер из творческой династии. Он стал первым русским художником, начавшим изображать городские панорамы с высоты птичьего полета, что позволяло создавать грандиозные сцены в больших масштабах. В своем творчестве он ориентировался на популярное в России направление «Перспективы», иллюстрации морских и военных побед русской армии.
Наиболее важные произведения в жизни автора:
- «Триумфальный поезд после Полтавы»;
- «Панорама Петербурга»;
- «Битва при Гренгаме»;
- «Вид на Екатерингоф»
Шишкин Иван Иванович
Иван Шишкин получил широкое признание как в России, так и далеко за ее пределами. Он известен как талантливый художник. Успех его картин вдохновил художника на создание гравюр по мотивам его произведений. Среди наиболее популярных произведений автора:
- «Крестьянка спускается по лестнице»;
- «Спокойный вечер»;
- «Камень над морем»;
- «На опушке леса»;
- «Криминальный взгляд».
Павлов Иван Николаевич
Выдающийся отечественный гравер и живописец, получивший образование в художественной школе Общества поощрения художеств. Долгое время занимался искусством под руководством В. Мате. В основном работал в технике линогравюры, тонового рисунка и гравюры на дереве. Среди наиболее известных творений Ивана Павлова:
- «Дом Волковых на Моховой»;
- «Двор Вознесенской церкви на Остоженке»;
- Земский дом на улице Александровской».
Алексей Иванович Ростовцев
Ученик наставника Петра I В. Киприанова. После окончания учебы он остался работать у своего мастера, помогая гравировать лист Брюсовского календаря. Он специализировался на изображениях сражений, военных сражений и фейерверков:
- «Вид на осаду крепости Выборг»;
- «Петергоф. Большой каскад и Верхние палаты»;
- «Вид и план боя у деревни Лесной»;
- «Триумфальные ворота в полученной Полтавской битве».
Анна Петровна Остроумова-Лебедева
Советский художник, поставивший перед собой задачу открыть перед поклонниками неизведанные красоты Петербурга. Во время блокады Ленинграда Анна Петровна осталась в городе, продолжала творить, несмотря на голод и регулярные обстрелы. Анна Остроумова-Лебедева работала с гравюрами на дереве.
Самые известные иллюстрации:
- «Фонтан у летнего сада»;
- «Бронзовый всадник»;
- «Академия художеств»;
- «Ростральная колонна».
Японские гравюры
Традиционное японское укиё-э очень популярно среди ценителей искусства во всем мире. Они возникли в период Эдо как элемент обучения и общения, яркие рисунки использовались для игры и передачи информации.
Традиционными изображениями укиё-э являются живописные пейзажи, портреты актеров кабуки и образы женщин-куртизанок. Развитие японской гравюры началось в период Эдо, когда по всей стране появились городские кварталы увеселительных заведений, дома гейш и куртизанок, театр Кабуки. Жанр укиё-э был разработан художником Хисикавой Моронобу.
Классические укиё-э — это образы меняющегося мира. Это уникальное направление японской живописи представлено цветными гравюрами на дереве. На изготовление одной гравюры уходило много времени и сил. Одна разноцветная картина может состоять из десятков печатных форм. Краску наносили тонкими кистями или пальцами. Они были напечатаны на мягкой бумаге, способной впитывать влагу, а затем отшлифованы.
Со временем тематика работы стала меняться. Постепенно из них исчезли женские образы. С 19 века основной темой стал пейзаж. Особой популярностью пользовались работы двух выдающихся граверов — Утагавы Хиросигэ («Сад цветущих слив в Камейдо», «Поэт Кисэн-хоси», «Хякунин Иссю», «Оно-но Комачи») и Кацусики Хокусая («Сон жены рыбака»). », «Большая волна в Канагаве», «Водопад Тота Аой-га-Ока»).
Возникновение японской гравюры сыграло важную культурную и социальную роль. С помощью картинок передавалась информация в отдаленные провинции, описывались быт и бытовые традиции простых японцев.
Японские художники не боялись экспериментировать и стали основоположниками жанра эротической гравюры. Огромную популярность приобрели работы Китагавы Утамаро «Поэзия подушки» и серия картин Каванабэ Киесая.
Гравюры Москвы
Старую Москву можно встретить на многих гравюрах, как русских, так и зарубежных мастеров. Одна из первых работ — рисунок «Московский Кремль» XIII века с гравюры Бликленда. Со временем художественное значение Москвы в Российской империи пошло на убыль, большая часть творческой интеллигенции перебралась в Петербург. В результате графических иллюстраций, изображающих Москву, стало меньше.
В большинстве случаев старые гравюры о Москве не отражали городских реалий того времени. Они были свидетельством определенных событий, демонстрировали быт и традиционный быт москвичей.
Гравюры Санкт-Петербурга
Многие работы посвящены Санкт-Петербургу. В 18 веке в России зародился уникальный жанр гравюры «Перспективы». Представители этого направления изображали городскую жизнь столицы Российской империи, создавали циклы произведений, посвященных историческим местам, красивым зданиям и картам города.
Китайские гравюры
Гравюра в Китае имеет долгую историю. Именно здесь были обнаружены первые образцы техники ксилографии. Историки считают китайскую гравюру недооцененной. Несмотря на то, что он возник гораздо раньше европейского, широкая популярность пришла к нему только в 30-е годы XX века.
Медитация
Хуан Синьбо
Первые иллюстрации в Китае относятся к 6 веку. Их использовали для распространения буддийских сутр и изображений, с появлением книгопечатания — для создания изображений, народных гравюр и новогодних образов. В 20 веке традиции китайской гравюры перестали носить исключительно декоративно-прикладной характер и приобрели художественное значение.
Молодость
Хуан Синьбо
Изменение роли графического образа произошло благодаря активной деятельности художника Хуан Синьбо, который в 1931 году стал участником «нового гравюрного движения», возглавляемого писателем Лу Синем.
остров
Хуан Синьбо
Хуан Синьбо изучал технику советских и российских мастеров, гравировкой по канту заинтересовался из Японии. В годы войны мастер посвятил свою работу созданию агитационных плакатов и политических карикатур, тем самым внеся свой личный вклад в борьбу с японскими захватчиками.
Среди самых известных произведений Хуан Синьбо:
- серия иллюстраций, посвященных городской жизни Гонконга;
- «Медитация»;
- «Молодость»;
- «Остров».
Лучшие гравюры
История гравюры насчитывает несколько столетий. За это время были созданы десятки тысяч произведений, но лишь немногие из них стали по-настоящему знаковыми. Они не только доказали талант авторов, но и помогли им занять достойное место в истории мировой живописи.
«Меланхолия» Альбрехта Дюрера
Самая загадочная работа немецкого гравера. По мнению многих специалистов, «Меланхолия» считается одной из самых сложных в техническом плане. За века своего существования он получил множество интерпретаций.
Меланхолия
Альбрехт Дюрер
По концентрации символов и смысла эта работа не имеет себе равных. В рисунке много элементов, а значит, можно сказать, что эта работа является своего рода посланием для потомков.
Одним из самых загадочных символов является магический квадрат чисел. В нем закодировано несколько важных дат из жизни Альбрехта Дюрера, в том числе год создания рисунка и время смерти его матери.
Серия Капричос Франциско Гойи
Один из самых фундаментальных циклов графических иллюстраций в истории. Франсиско Гойя создал уникальную серию из 80 картин, в которых показывает и высмеивает суеверия, пороки и грехи общества. В его картинах скрыта глубочайшая аллегория, призыв к людям обратить внимание на сковывающие их тайные пороки.
Франсиско Гойя стал первым гравером, не побоявшимся обличать аристократию, открывать неудобную правду. На долгие годы серия «Капричос» была забыта, но со временем именно она стала источником вдохновения для многих выдающихся творцов, в том числе Делакруа, Дали и Мане.
Апокалипсис Альбрехта Дюрера
Самая известная серия гравюр Дюрера, ознаменовавшая новый виток в его творчестве, сделала его всемирно известным. Он состоит из 15 графических рисунков, созданных как иллюстрации к «Откровениям Иоанна Богослова».
«Апокалипсис» увидел свет в 1498 году, когда европейское общество интересовалось всем апокалиптическим. Это помогло Дюреру мгновенно прославиться, увековечив свое имя в анналах мировой истории.
Рыцарь, смерть и дьявол Альбрехта Дюрера
Эта работа произвела настоящий фурор в Европе благодаря своему мастерскому исполнению и множеству скрытых символов. Графическое полотно было создано в 1513 году и стало одной из особенных работ Дюрера, прославивших его.
Рыцарь, Смерть и дьявол
Альбрехт Дюрер
Теологические, интеллектуальные и нравственные качества схоластики того времени тесно переплетаются в средневековой гравюре. После изучения гравюры возникают вопросы, на которые зритель пытается ответить самостоятельно. Центральный образ картины – рыцарь, движущийся по узкому ущелью. Он полностью поглощен собой и не обращает внимания на то, что происходит вокруг него. Ничто не может отвлечь его от конечной цели.
Самое интересное, что Альбрехт Дюрер поставил свои инициалы и подпись на табличке внизу картины. Ученые до сих пор не могут понять, чем было вызвано такое желание автора. Многие из них сходятся во мнении, что таким образом Дюрер пытался показать состояние души, когда писал произведение.
Модный брак Уильяма Хогарта
Цикл из 6 рисунков «Модный брак» от отца сатирической гравюры Уильяма Хогарта стал революционным. Это объясняется тем, что впервые в Англии открыто высмеиваются нравы и традиции аристократической элиты. Автор поднял актуальный в те времена вопрос о «модных браках», характерных для небогатых аристократических семей, готовых ради денег сблизиться с богатыми буржуазными простолюдинами.
Сериал высмеивает то самое положение, в котором оказались герои гравюры по вине низкой нравственности общества. Хогарт мастерски передал настроение, персонажи вызывали у зрителя скорее жалость, чем насмешку.
Адам и Ева Альбрехта Дюрера
Графическое полотно «Адам и Ева» стало первой попыткой именитого немца изобразить предков человечества. Авто изобразил идеальных Адама и Еву, воссоздав образ, предшествовавший грехопадению. На картине вы видите яблоко в руке Евы и соблазняющую ее змею.
Адам и Ева
Альбрехт Дюрер
Интересен тот факт, что для создания этой работы Дюрер тщательно изучал антропометрию, прибегая к античным идеалам красоты. В качестве основы для фигуры Адама он выбрал Аполлона Бельведерского, Евы — Венеру Медиканскую. Эта работа является предметом гордости автора.
Адам и Ева в раю
Альбрехт Дюрер
Это первая гравюра Дюрера, где в центре сюжета находится табличка с указанием авторства. Это говорит о том, что Дюрер гордится проделанной работой и полностью доволен конечным результатом.