Описание картины:
Работает над «Афинской школой» — фреской на тему философии. Рафаэль изобразил величественный храм, главный неф которого уходит в синюю даль рядом со сводчатыми арками, и поместил в его залах античных философов и ученых. Посередине Платон, указывающий на небо, которое, как он считал, определяет всю человеческую жизнь, и Аристотель, простерший руку над землей. Слева, активно жестикулируя, Сократ с крутым упрямым лбом что-то объясняет своим ученикам; внизу Пифагор пишет в книге, где сидящие вокруг него смотрят с любопытством; Гераклит Эфесский замер с пером в руке, погруженный в свои мысли, на мраморных ступенях, справа, склонившись к табличке, Архимед пишет свои формулы, за ним беседуют Страбон и Клавдий Птолемей. В последней группе Рафаэль изобразил древнегреческого живописца Апеллеса в темном капюшоне, смотрящего на зрителя и придающего ему свои черты.
На этой фреске можно найти и другие портреты современников художника: Платон похож на Леонардо да Винчи, а Гераклит похож на Микеланджело, и написаны они в той же манере, что и каждый из этих мастеров. Фигура первого гармонична, как картины да Винчи, она уравновешена и заключена в невидимый овал, а лицо выражает спокойствие. Другой сидит в сложной, «скрученной» позе, он чувствует жжение беспокойной мысли, своим видом отсылает воображение зрителя к огромной фреске, которую Микеланджело создал тогда в Сикстинской капелле: эта фигура напоминает пророков с потолка. Тем самым Рафаэль словно подмигнул своему вечному сопернику, еще раз подчеркнув, насколько крепко мировое братство художников.
Несмотря на обилие персонажей, к тому же разделенных на группы, «афинская школа» производит впечатление единства изображаемого. Рафаэль чередует статичные и динамичные позы, вся композиция идет по кругу, ее замыкает легкая, стройная архитектура, наполненная воздухом. Но «любителей мудрости» объединяет и общее настроение: все они ищут, каждый по-своему, ту истину, которая восторжествует в жизни человеческой как раз тогда, когда над ними поднимутся светлые своды храма философии и голубое небо головы мыслителей.
Другие картины Рафаэля Санти
Автопортрет (1506 г)
Мадонна со щеглом
Святой Георг
Преображение
Коронация Марии
Спор
Фантастический улов
Видение Иезекииля
Триумф Галатеи
Мадонна с младенцем и святыми
Красивый садовник
Сикстинская Мадонна
Мадонна Конестабиле
Обручение Девы Марии
Маленькая Мадонна Купера