Описание картины:
Блестящий представитель венецианской школы живописи эпохи Возрождения, искусство которого завершило свой «золотой век» на высокой ноте, Паоло Кальяри (1528-1588), прозванный Веронезе (то есть «веронезе»), как художник сформировался в своем родном городе. Его отец был каменщиком и, как полагают, познакомил сына с искусством скульптуры в детстве. Но все же первыми настоящими учителями были знаменитый архитектор Микеле Санмикеле и живописец Антонио Бадиле (Веронезе позже женится на его дочери). Свой художественный язык юноша приобрел уже в Венеции, куда в 1553 году его пригласили расписать потолок Зала Совета Десяти во Дворце Дожей. Вскоре создатель был награжден золотой медалью прокуратуры собора Сан-Марко за три больших круглых панно в Библиотеке Маркиана. В них мастер использовал острые углы, головокружительное расположение пространства, сумел замечательно, почти материально передать образ. Имя Веронезе стало известным, упоминалось рядом с именем Тициана, с которым он сблизился, и Тинторетто. Он рисовал дворцы, храмы и виллы, писал портреты.
Крупнейшее морское сражение XVI века, битва при Лепанто, произошло 7 октября 1571 года и закончилось славной победой объединенного флота Священной лиги, в состав которого входили Венеция, Испания, Папская область и многие другие европейские страны, над вооруженными силами Османской империи королевства. Поражение надолго отбросило претензии турок на мировое господство и опровергло миф об их непобедимости. Но для христианской Европы это была прежде всего победа над мусульманским Востоком, крест над полумесяцем. А для Венеции, которая на протяжении многих веков страдала от постоянных конфликтов с мусульманскими странами Средиземноморья, битва имела огромное значение. Поэтому появление в венецианской живописи того времени множества полотен на эту тему неудивительно. Победа изображалась художниками и как самостоятельная историческая картина, и считалась аллегорией, и служила фоном для портретов, и иногда косвенно присутствовала на полотнах.
Для церкви Сан-Пьетро-Мартире на острове Мурано недалеко от Венеции великий Паоло Веронезе создал живописную аллегорию морского сражения. Художник чрезвычайно подробен в отношении плотов. Он выводит на передний план немного воды, заполняя нижний пояс до горизонта изображением кораблей, увиденных «с высоты птичьего полета». Победа христианских сил образно предопределена не только небесным заступничеством самого мощного, верхнего регистра композиции, отведенного для «крупного плана» сцены с Мадонной и святыми, но и численным превосходством армейских флагов и знамен на мачтовом палисаде над полотнищами с полумесяцем. Несмотря на камерный размер, произведение производит впечатление монументального произведения и является одним из самых известных изображений легендарной битвы.
Другие картины Паоло Веронезе
Поклонение волхвов
Венера и Адонис
Брак в Кане Галилейской
Марс и Венера
Проповедь Иоанна Крестителя
Объявление
Обручение святой Екатерины
Вечеринка в доме Леви
Похищение Европы
Триумф Венеции
Автопортрет