Описание картины:
Этот небольшой запрестольный образ — единственная работа Робера Кампена, сохранившаяся в собрании Эрмитажа. В этой картине уже отчетливо просматриваются черты новой живописи Северного Возрождения.
Диптих (складной алтарь, состоящий из двух створок) изображает два важных события из жизни Христа – детство и воскресение.
Правая створка
В правом крыле обычная гостиная. В камине весело горит огонь. Открытые деревянные ставни в зарешеченном окне пропускают дневной свет в комнату. Отражения на латунном подносе и кувшине переливаются матовым золотом. Деревянные ножки столика светятся теплыми медово-коричневыми оттенками. Большое белое вышитое полотенце висит на светло-серой стене.
У камина сидит молодая женщина в синем платье и алой накидке. Густые волны медно-рыжих волос, украшенные небольшой диадемой, обрамляют нежное лицо. С любовью и светлой скорбью смотрит она на младенца, лежащего у нее на коленях. Левой рукой она нежно прижимает его к себе, а правой рукой, протянутой к огню, внимательно проверяет, достаточно ли согрелся малыш.
Знакомый образ дома, излучающего уют и тихое счастье. И только соседняя алтарная дверь и наряд матери говорят нам о том, что это изображение Мадонны.
Левая створка
На левом крыле Бог-Отец также нежно держит на руках распятого сына. Он восседает на мраморном троне под открытым балдахином из небесно-голубого шелкового балдахина. Янтарные блики играют на золотой диадеме, увенчанной крестом и украшенной драгоценными камнями и жемчугом. Почти полностью седые волосы и борода, спокойное лицо, покрытое морщинами. Строгие глаза, полные мудрости и печали, смотрят немного отстраненно.
На жестком, застывшем лице Христа видны следы страданий и боли, темные тени подчеркивают закрытые глаза и скорбные складки у рта. Левая рука безвольно опущена, правая сжимает рану на груди. Видны раны от гвоздей, а терновый венец все еще на голове. На плече Иисуса сидит белый голубь, расправив крылья, символ Святого Духа.
Алтарь не отличается большим выбором цветов, художник использует много холодных оттенков синего, красного и коричневого. Оба образа объединяют сине-красные одежды Бога-Отца и Бога-Матери в единое целое, подчеркивая двойственную природу Христа — божественную и человеческую. Чистота и святость символизируются белым цветом, которым мастер раскрашивает оперение голубя, подгузник и покрывало Иисуса.
Художник тщательно прорисовывает многие детали: шляпки гвоздей в деревянных ставнях, украшения кувшинов, резные барельефы на троне и камине. Текстура фактуры также передана очень точно – тяжелый блеск шелка и мягкость детского одеяла.
Каждая скульптура на картине имеет свое значение: так львица, своим рычанием оживившая детенышей, символизирует воскресение, а пеликан, кормящий детенышей своей кровью, является знаком общности.
Глядя на этот алтарь, не перестаешь восхищаться мастерством мастера, соединившего церковные каноны с деталями быта.
Другие картины Робера Кампена
Благовещение (запрестольный образ Мероде)
Женский портрет
Мужской портрет
Рождение Христа
Портрет Роберта де Масмина
Христос и Богородица
Дева Мария во славе