Описание картины:
Свой самый известный автопортрет Писсарро создал в 1873 году. До нас дошли и другие, менее известные картины маслом, а также небольшое количество автопортретов карандашом, тушью или офортом. Все эти работы относятся к последнему периоду творчества художника.
«Автопортрет» 1873 года — единственное по-настоящему известное произведение в этом жанре. Художнику было тогда сорок три года. Резко бросающаяся в глаза лысина, заостренные черты лица, седые волосы и борода делают его старше. Уже тогда своим видом он напоминает библейского пророка, что, впрочем, замечают все, кто встречает в это время Писсарро, в шутку называя его то «Моисеем», то «Авраамом».
В 1873 году Писсарро живет в Понтуазе и постоянно находится в компании Сезанна. Это общение было одним из самых плодотворных и ценных для французской живописи XIX века. Результатом такой тесной дружбы двух мастеров стало множество портретов, на которых художники изображали друг друга. В «Автопортрете», а именно в непревзойденной тщательности его композиции, очень заметно влияние Сезанна. Композиция образа тщательно продумана, а темный торс только подчеркивает силу произведенного впечатления. Писсарро удалось создать иллюзию однородной глыбы, незыблемого камня.
Следует помнить, что 1873 год — это период до первой выставки импрессионистов. В «Автопортрете» проявляется новый стиль творчества Писсарро. Два пейзажа, изображенные на заднем плане, изображены схематично, но по своему содержанию и форме выражения напоминают картины импрессионистов. А Писсарро рисует свое лицо так, как написал бы какой-нибудь пейзаж. Здесь та же игра света и цвета, та же непосредственность и едва заметная глубина — черты, свойственные почти всем пейзажам художника.
Тонкий, почти прозрачный слой краски наносится едва заметными, легкими и быстрыми движениями кисти.
Типичная классическая поза человека на картине вызывает в памяти давние традиции живописи (работы Шардена (1699-1779) и Пуссена (1594-1665), которыми всегда восхищались Писсарро и Сезанн).
Влияние Шардена особенно заметно на примере последнего автопортрета Писсарро, написанного в начале 1903 года. Шляпа, двойные очки: все это лишь ироническое эхо, своеобразное зеркало знаменитого автопортрета Шардена, на котором он запечатлел сам в пенсне и эксцентричной шляпе с зеленым козырьком.
Другие картины Камиля Писсарро
Кот-де-Бёф возле Понтуаза
Пашня (пашня)
Красные крыши. Сельский уголок зимой
Дорога из Версаля в Лувесьен
Въезд в деревню Вуазен
Старая дорога от Аннери до Понтуаз Фрост
Осень под Монфуко
Сад в цвету. Наш
Девушка с шестом
Вид из моего окна
Мост Буальдьё в Руане. Закат. Туман
Порт в Гавре набережная Су-Амгона
Бульвар Монмартр под дождем
Пон-Рояль и Павильон цветов
Церковь Святого Жака в Дьеппе