Описание картины:
Трудно представить себе более загадочную картину Джорджоне, чем «Буря» («Гроза»). И дело даже не в тонкостях исполнения — ученые до сих пор не пришли к единому мнению об истории произведения.
Что мы видим на картине великого художника, относящейся к Высокому Возрождению? Перед нами традиционный идиллический пейзаж – река, над которой возвышается высокий мост, много зелени и деревьев, руины здания. Погода неспокойная. Взъерошенные кроны деревьев указывают нам на бушующий ветер, а небо на заднем плане пронзила яркая, краткая вспышка молнии.
Герои картины вызывают много вопросов, так как проследить родство между ними очень сложно. В правой части полотна изображена почти обнаженная женщина. Она кормит ребенка в довольно вычурной позе. Слева замечаем мужчину. То ли солдат, то ли пастух, высказывались мнения, что он холостяк или даже цыган. Он не обращает внимания на женщину.
Несмотря на захватывающие персонажи, над персонажами доминирует пейзаж — здесь природа на первом месте. Джорджоне удалось запечатлеть тончайшую атмосферу природы перед грозой, когда краски становятся острее, а дневной свет приобретает особый характер.
За свою долгую историю полотно несколько раз меняло название. В 1530 году, когда Джорджоне уже 20 лет как не стало, венецианский писатель и патриций Марк Михель назвал картину «Пейзаж на холсте с грозой, цыганом и солдатом». Долгое время произведение было известно как «Семья Джорджоне».
Конкретных подсказок к сюжету нет, поэтому и интерпретаций так много. Одни видят в картине картину одной из сцен «Фиваиды» Статия, другие утверждают, что это греческий миф о Парисе, отданном пастуху, или мифы об Афродите и Адонисе, или рождение Аполлон. Другие приписывают произведению почти мистический символизм: будто на изображении изображены зашифрованные оккультные образы. Другая группа критиков усматривает в произведении метафизический символизм (например, обнаженная девушка — символ чистоты, кормление грудью — символ плодородия). Всего на сегодняшний день насчитывается около 20 интерпретаций.
Еще больше усложнилось дело в 1939 году. Исследователи решили сделать рентгеновский снимок, и на полученном негативе отчетливо видно, что вместо мужской фигуры на полотне когда-то была изображена другая обнаженная женщина. Именно тогда появился простейший вид творения Джорджоне – картина не имеет программного сюжета, а просто изображает пейзаж, дополненный людьми. С тех пор картина носит название «Гроза», а в русскоязычной литературе произведение Джорджоне именуется как «Гроза».
Другие картины Джорджоне
Мадонна со святыми
Джудит
Поклонение пастухов
Спящая Венера
Три философа
Мадонна Кастельфранко
Лаура
Пожилая дама
Деревенский концерт
Поклонение волхвов
Блудница до Христа