Описание картины:
Признанный мастер-маринист, художник, как никто другой, умел изображать море в любом из состояний и различные корабли — от маленькой лодочки до огромного парусника. На картине изображен момент морского сражения русского флота против турецкого, где последний потерпел сокрушительное поражение и потерял много кораблей и своих опытных моряков.
На полотне отражен решающий момент ночной битвы, когда турецкий флот был полностью разгромлен. Это чудовищное и ужасающее зрелище — огромные корабли горят и тонут, как щепки, а уцелевшие моряки с трудом цепляются за остатки мачт и такелажа. Невероятную силу и ужас этой битвы подчеркивают возвышающиеся столбы пламени, так что кажется, что само море пылает адским пламенем. Вспышки огня отпечатаны настолько мастерски, что создается ощущение распирающего жаром изображения.
Глубину перспективы и объемность изображению придает использование контрастных цветов. Общая цветовая гамма очень мрачная и мрачная, что не только соответствует трагизму события, но и связано с тем, что бой происходил ночью, и дым и пары погибших в огне кораблей буквально закрыли горизонт. Неба как такового на полотне не видно, оно покрыто плотной пеленой черного траурного дыма, на фоне которого отчетливо выделяются обжигающие брызги цвета от горящих кораблей и желтая луна, едва различимая под покровом дымных клубов.
На переднем плане картины лодка, битком набитая людьми, только что взорвавшими своим брандмауэром один из турецких кораблей. От этого взрыва возник грандиозный пожар, вскоре уничтоживший почти весь турецкий линейный флот. По ту сторону экрана, на остатках своего затонувшего корабля, пытается спастись горстка уцелевших в бою турок. Вся их надежда на выживание заключается в том, что они попадут в плен, а не дадут утонуть в мрачных водах Эгейского моря.
Это историческое сражение позволило русским войскам не только воспрепятствовать свободному перемещению кораблей турок по этому району Эгейского моря, но и установить блокаду Дарданелл, не позволившую главным силам турецкого флота войти в Черное море.
Используя такую ограниченную цветовую гамму, художнику удалось не только передать реалии морского сражения, но и сделать это настолько мастерски, что картина выглядит как настоящий фоторепортаж с места исторического события, поражающего воображение современных зрителей своим величием и опасностью морских сражений прежних времен.
Другие картины Айвазовского
Девятый вал
Корабль посреди бушующего моря
Радуга
Тонущий корабль
Океан. Коктейльный стол
Буря на озере ночью
Парусник у берегов Крыма в лунную ночь
Пляж ночью. У маяка
Итальянский пейзаж. Вечер
Лунная ночь. Баня в Феодосии
Вход в Севастопольскую бухту
Гурзуф
Смерть Помпеи
Черное море
Лунная ночь на Капри
Среди волн
Бриг «Меркурий»
Прогулка по воде
Вид на Тифлис
Лунный путь
Спокойствие
Тихий 1885
Закат на море
Кораблекрушение 1884 г
Ниагарский водопад
Неаполитанский залив
Обзор Черноморского флота
Пушкин на Черном море
Прощание Пушкина с морем