Описание картины:
Картина, написанная Николаем Ге по широко известному библейскому сюжету, вызвала множество эмоций, как положительных, так и отрицательных, у зрителей и критиков. Это связано с тем, что и образы на полотне, и трактовка самого сюжета, и даже художественные особенности – все было новаторским и неординарным.
Люди широких взглядов приняли картину и высоко оценили ее, но представители высшего церковного начальства, люди инертные и стремящиеся придерживаться столетнего канона, остались крайне недовольны, даже возмущены дерзостью и вольнодумством художника. В то же время некоторые его коллеги по искусству также не поняли новизны и новаторства в творчестве Ге.
Хотя сюжет картины использовался неоднократно, никто до Ге не интерпретировал библейскую сцену таким образом. На его полотне всего две фигуры – это Иисус Христос и Понтий Пилат, прокуратор Иудеи. На картине изображен момент допроса Христа Пилатом, после которого он признал Иисуса невиновным. Вроде бы все как обычно, но интерпретация совершенно необычная.
Фигура Христа покрыта тенью, а Пилат подвергается воздействию яркого солнечного света. Человек, приговоривший богочеловека к смерти, вычурно и пышно одет, имеет крупную выразительную фигуру и также находится на переднем плане. В то же время Христос худ, некрасив, одет скромно, если не бедно. Это настоящая пощечина традиционному искусству, ведь классические изображения Иисуса трактовали его как красивого юношу с тонкими чертами лица, длинными ухоженными локонами, одетого в белоснежные одежды.
Неудивительно, что такой образ вызвал недовольство традиционалистов от искусства и религии. Даже Третьяков, купивший картину для своей галереи, не хотел этого делать, но приобрел картину только после гневного письма Льва Толстого. Благодаря этому новаторский образ сохранился до наших дней, чего нельзя сказать о «Милосердии», поверх которого оно было написано.
Другие картины Николая Николаевича Ге
Последний прием пищи
Суд царя Соломона
Суд Синедриона
Петр I допрашивает царевича Алексея