Описание картины:
Эта невероятно выразительная и динамичная по сюжету и технике фреска удивляет временем своего создания. Для раннего Возрождения она явно опередила свое время. Ее современники — образы в статичной, устаревшей готической традиции, с их плоскими, безжизненными телами и двухмерной, невыразимой геометрией пространства.
На той же фреске все совершенно иначе. Первое, что сразу бросается в глаза зрителю – это архитектурное сооружение, построенное по законам перспективы сбоку от картины. Идеальные вертикали и четкое изображение мельчайших деталей отсылают нас к гораздо более поздним векам в искусстве, напоминая творения кубистов или последователей геометрической абстракции. Вероятно, до этого времени немногие религиозные изображения могли похвастаться такими четкими архитектурными формами. Создается впечатление, что это здание является таким же равноправным участником происходящих событий, как и человеческие фигуры.
Традиционный библейский сюжет дал художнику возможность в полной мере проявить свой талант живописца и колориста. В этой фреске много красок, она яркая и насыщенная, с преобладанием красных оттенков. При этом нет ощущения вульгарного разнообразия и излишней насыщенности красок. Красные тона уравновешивают бежево-серые горы на заднем плане, а также сероватый камень архитектурного фрагмента. Этот почти нейтральный фон уравновешивает буйство красок в изображении.
Особый интерес представляет интерпретация художником библейского сюжета. Дело в том, что на одной фреске три последовательных события изображены как одновременные. Левый край картины показывает нам момент, когда в сторону Иисуса Христа святой Петр идет ловить рыбу с монетой в желудке, потому что Христу и его спутникам не разрешен вход в Иерусалимский храм — вход (корм)) стоит один статер (старая монета). В середине — основной эпизод евангельского текста — Христос беседует со слугой в храме и требует от него уплаты налогов. Справа — уже момент прямого перевода монеты. Согласно притче, святой Петр действительно нашел искомый статер в первой же рыбе, как и сказал Христос.
Внимательный зритель увидит явный анахронизм, который, впрочем, всегда был свойственен религиозной живописи с библейскими сюжетами. Если главные герои — Христос и его апостолы — одеты в одежды, вполне соответствующие библейскому сюжету, поскольку в древности использовались плащи и свободные плащи, то служитель храма явно одет в современную для художника одежду — короткую бархатный камзол с пышными складками и очень узкими, напоминающими колготки, брюками.
И еще один привлекательный и необычный момент. На фреске некоторые ключевые фигуры повторяются несколько раз. Так, например, сам Иисус Христос изображен в центре композиции только один раз, как и большинство апостолов. А вот храмовый служитель в ренессансной одежде написан дважды — в центре и справа. Святой Петр удостоился на фреске сразу трех «упоминаний» — во фрагменте рыбной ловли слева, посередине при разговоре о налогах и справа в момент расплаты церковному служителю.
Уникальные композиционные и изобразительные качества этой фрески делают ее замечательным памятником своего времени, отражающим высочайшее мастерство и талант художника.
Другие картины Мазаччо
Мадонна с младенцем, Святой Анной и ангелами
Воскрешение сына Феофила
Изгнание из рая
Крещение неофитов Петром
Троица
Мадонна с младенцем
Распятие
Поклонение волхвов
Рождество
Триптих из Сан-Джовенале
Мадонна Кассини