Описание картины:
Работы, посвященные покровителю Венеции, часто заказывались художникам из местной знати. Scuola Grande di San Marco, богатая и могущественная ассоциация торговцев пряностями, также украсила свои помещения сценами из жизни святого. Для нее тридцатилетний Тинторетто исполнил композицию «Чудо святого Марка», завоевав свой первый безоговорочный успех. К моменту изготовления полотна в венецианской живописи произошли значительные изменения. Младший современник Джорджоне, Тициана и великих мастеров Высокого Возрождения Центральной Италии, Тинторетто не только усвоил его уроки («рисунок Микеланджело, колорит Тициана»), но и развил в своем творчестве напряжение страстей и формы, которые буквально взрывают пространство в его изобразительных мирах.
Именно в «Чуде святого Марка» (апостол освобождает христианского раба от пыток) исследователи обнаруживают первое триумфальное проявление синтетической манеры Тинторетто независимо от влияний. При этом было замечено, что лежащая фигура в красном тюрбане с правой стороны является цитатой из подготовительного рисунка Микеланджело к фигуре на саркофаге Лоренцо Медичи, а общая композиция подобна картону Рафаэля «Жертвоприношение в Листре». «, но по сравнению с последним он наполнен имперским динамизмом.
Что касается особенностей живописной структуры полотна, то в сочной и смелой палитре костюмов персонажей особенно заметна беспокойная игра неестественного света, с помощью которого художник создает фантастическую атмосферу. Однако лоск здесь менее всего допускает телесную чувственность, еще сохраняемую формами, он заставляет видеть образы как бы мистическим зрением. Мастер становится одним из первых проповедников искусства Контрреформации.
Картины Тинторетто
Леда и лебедь
Происхождение Млечного Пути
Крещение Христа
Автопортрет (ок. 1588 г)
Создание животных
Похищение тела святого Марка
Мадонна с тремя казначеями
Сусанна и старейшины
Распятие
Последний прием пищи
Христос омывает ноги своим ученикам