Описание картины:
Владимир Лукич Боровиковский — выдающийся мастер второй половины 18 века — первой четверти 19 века. Отличительной чертой его портретного творчества является изображение моделей на фоне природы, что свидетельствует о гармонии человека и природы, его естественности и искренности. Это характерный признак нового стиля эпохи — сентиментализма.
Портрет Екатерины II, сделанный Боровиковским на склоне лет, является исключительным образцом изображения монархов. В приветливой пожилой даме, прогуливающейся по парковой дорожке, трудно узнать могущественную императрицу. Ее одежда подчеркнуто повседневна, и в ней нет атрибутов власти, привычных для парадного портрета. Правитель изображен не в интерьере дворца, традиционно для портретов царей того времени, а среди густой зелени Царскосельского парка. Но в то же время модель полна достоинства, ее поза и жесты по-прежнему величественны, а окружающая природа призвана подчеркнуть, прежде всего, человеческое начало самодержца российского престола.
В царствование Екатерины Великой была написана целая галерея ее портретов разными художниками, которые послужили созданию желаемого образа просвещенной, мудрой, доброй, великодержавной императрицы.
Художник отошел от пышности и торжественности образа. Портрет получился камерным, почти домашним, целиком в традициях сентиментализма.
В исполнении Боровиковского она здесь не государыня и государыня, а обычная, земная. Да и вокруг не золотые залы дворца, а спокойный пейзаж, тихие аллеи в саду, пруд с лебедями.
На нас смотрит женщина средних лет (хотя на тот момент Екатерине 65 лет и ее годы приукрашены автором), она опирается на палку, у ее ног любимая собака.
Екатерина здесь очень человечная, с приветливой улыбкой и спокойным лицом, но в то же время чувствуется внутренняя сила и достоинство императрицы.
Ее левая рука указывает на изображенную вдали Чесменскую колонну, которая на этом полотне является символом могущества и победы страны в русско-турецкой войне. Такой аллегорией художник подчеркивает, что, раскрывая его личные стороны характера, мы все же имеем перед собой монарха победоносного Российского государства.
Известна копия этого полотна, написанная самим Боровиковским в XIX веке. Екатерина изображена на фоне Кагульского обелиска, воздвигнутого в честь победы над турецкими войсками в битве при Кагуле в 1770 году. Но, возможно, этот портрет получился более строгим и сухим, и в лице Екатерины есть меньше округлости, красноты и доброты.
Из этой копии известна также гравюра Николая Ивановича Уткина «Екатерина II», выполненная в 1827 году.
И копия, и гравюра выполнены по заказу сына русского фельдмаршала Петра Александровича Румянцева-Задунайского для увековечения памяти об отце, его победах в войне с турками.
Императрице не понравился портрет Боровиковского. Его приобрел помещик Муромцев, затем меценат Харитоненко, позднее он поступил в Третьяковскую галерею.
Возможно, портрет не имел бы такой славы и не вызывал бы такого интереса, если бы не А.С. Пушкин. Его «Капитанская дочка» придала картине новое дыхание.
Прочтите еще раз главу 14 и глазами ее героини Марьи Ивановны вы увидите в парке ту же женщину на скамейке, напротив памятника, в душе теплее, важную и спокойную, с голубыми глазами — императрицу Екатерину II.
Другие картины Боровиковского
Портрет Лопухиной
Портрет князя Куракина
Портрет Арсеньевой
Портрет Боровского
Портрет Павла I
Портрет Муртазы Кули-хана
Портрет Нарышкиной