Описание картины:
Это самая ранняя из картин, связанных с его именем Ян Вай Эйка. Многие ученые даже считают, что автором является не Ян, а его старший брат Хуберт или оба вместе. Выполненное около 1420 года «Явление ангела женам-мироносицам» когда-то входило в состав триптиха или фризообразной серии картин: по правому краю видны золотые лучи, исходящие от утраченной соседней композиции. Серия получила распространение рано, и уже в конце 15 века «Жены-мироносицы» существовали как отдельное, самостоятельное произведение; именно в это время в правый нижний угол был добавлен герб его тогдашнего владельца Филиппа Коммина, советника и летописца последнего герцога Бургундского Карла Смелого и его врага, короля Франции Людовика XI.
Роль пейзажа в картине очень велика. Коричневатые скалы окружают центральную сцену со всех сторон. Темный пейзаж, похожий на широкую пустую раму, «успокаивает» изображение, вносит тон торжественной сдержанности и таинственности. Вдали становится светлее и просторнее; направо дорога поднимается к замку на холме, слева в низине громоздится город: тесно поставленные дома, башни, храмы под полукруглыми восточными куполами. Слева слабый утренний свет льется из-за камней на розовые башни Иерусалима и загорается прозрачное небо. Это первое в мире живописи и к тому же удивительно тонкое изображение утреннего освещения.
Словно скользя по камням, ко гробу подходят три женщины, неся святое масло — миро, чтобы помазать тело умершего Христа. Ангел, сидящий на крышке саркофага, сообщает им, что Христос воскрес и вышел из гроба.
Воины, назначенные охранять ее, спят прямо здесь. Круглое нежное лицо и мягкие пышные волосы ангела характерны для той красоты, которую мы знаем по подлинным произведениям Яна ван Эйка. Если он действительно участвовал в работе над изображением, то толстый, толстый воин с алебардой и великолепным шлемом на земле рядом с ним тоже мог быть делом его рук; Об этом свидетельствуют как живой характер фигуры и объемная пластика, так и вещественная убедительность предметов. Ян мог нарисовать небо и добавить либо облако, либо стаю летящих птиц. Наконец, в более свободном, чем остальные, пейзаже, нарисованном лужайке с дорогой к замку и пушистыми деревьями рядом с ним, тоже известна его рука.
Пара Арнольфини
Поклонение ягненку
Мадонна канцлера Николя Ролена
Богородица и младенец
Объявление
Тимоти
Мадонна в церкви