Описание картины:
Йорданс — один из самых ярких представителей фламандского барокко. Обычно его картины отличаются сложной многофигурной композицией и наличием большого количества декоративных элементов, сочных и сочных, теплых тонов.
Это полотно не в полной мере отвечает нашим представлениям о стиле художника. По композиции и многофигурности, сложности рисунка она типично барочная, но по колориту больше напоминает картины Караваджо.
В нем фигуры персонажей не просто одеты в темные ткани — они буквально тонут во мраке, хотя художник здесь использует свою излюбленную теплую гамму цветов. В результате полотно кажется залитым косыми красноватыми лучами заката, дающими глубокие бархатистые тени.
В центре полотна стоит фигура Марии Магдалины в красноватом свободном платье и с черным вдовьим платком на голове. Она сжимает череп обеими руками, и на ее лице выражается тревога, что она не будет испытывать горе одна. Действие в картине обыгрывается по библейскому сюжету, согласно которому Мария из города Магдала была блудницей, которую Иисус Христос исцелил от одержимости семью бесами. После этого она уверовала и стала повсюду следовать за Христом и Его апостолами. Не вдаваясь в богословские споры, можно сказать, что Магдалина на полотне предстает перед нами женщиной, оплакивающей свою огромную утрату.
В этой картине мастер по-разному обыгрывает мотив искушения Марии Магдалины, чтобы заставить ее отречься от веры. Богато одетый господин справа убеждает ее вернуться к мирской жизни, старый подлый сутенер подкупает ее деньгами и драгоценностями, а за спиной женщины воинствующий противник христианства угрожает ей физической расправой. Но Магдалина ни на что не реагирует — она тверда в своей вере и не предаст Учителя.
Картина поражает сложной композицией, построенной по кругу, и теплыми, бархатистыми оттенками красного и золотого цветов на насыщенном темном фоне. Полотно кажется переливающимся разными оттенками, а глубокие тени придают изображению глубину и рельефность.
Как и на большинстве картин Джордана, здесь мастерски изображены разные ткани, превосходно переданы их фактура и складки, игра света и тени и нюансы тонов. Это очень эффектный и декоративный образ библейского сюжета, но на самом деле это символ глубокой веры и непоколебимости обычного человека.
Другие картины Якоба Йорданса
Поклонение пастухов
Бобовый король
Четыре евангелиста
Семейный портрет
Жертвоприношение Церере, богине осени
Мелеагр и Аталанта
Пьющий король