Большие поселения всегда были местом паломничества различных слоев общества, так как давали надежду на лучшую жизнь. Так поселения становились городами, наполнялись людьми с близлежащих территорий и становились более густонаселенными.
В этой подборке будут представлены картины, изображающие городскую толпу разных городов, их образ жизни и быт.
Жанр таких картин — нечто среднее между чистым пейзажем и фигуративной живописью, так как в первом случае не подходят многолюдные улицы городов, а для фигуративного художника слишком много тел, чтобы отдать им должное на полотне.
Ян ван Эйк, Мадонна канцлера Ролена (ок. 1435 г).
В раннем Возрождении пейзажи обычно ограничивались фоновыми виньетками, которые канцлер Ролин видел сквозь арки Мадонны Яна ван Эйка. В отдаленных деталях (увеличено ниже), хотя мост и улицы не переполнены по более поздним стандартам, они переполнены.
Если проанализировать все картины, изображающие толпы в городских условиях, то можно сделать вывод, что лучшим временем года, видимо, для художников была зима. В это время года люди выходили на лед, чтобы покататься на коньках.
Неизвестный художник, Морозная ярмарка на Темзе (ок. 1685 г).
В этой картине неизвестного художника можно увидеть много интересного. На заднем плане старый Лондонский мост. В основе картины лежит лед, толщина которого зимой 1685 года достигла почти 30 сантиметров (12 дюймов). Большое количество людей, пришедших на ярмарку, катаются на коньках и тележках. В нижней левой части снимка запечатлен поскользнувшийся человек и момент падения другого человека.
Хендрик Аверкамп (1585-1634), «Зимний пейзаж с конькобежцами» (1608).
Еще одна картина конькобежцев на льду 1608 года художника Хендрика Аверкампа. Люди вышли из своих теплых домов в лучшей одежде и в окружении своих друзей, казалось, прекрасно проводя время. Дети мечутся между неуклюжими взрослыми, сбивая всех на своем пути с ног. В центре снимка, по-видимому, одна из пострадавших — бедолага распластался на льду, явно испытывая боль. Его упавшая шляпа и трость выглядят особенно комично.
Жители Венеции проводят время на открытом воздухе в теплое время года, как это видно на картинах Каналетто и других.
Микеле Мариески (1696-1743), «Шествие на площади Сан-Марко в Венеции» (ок. 1740).
Промышленная революция, прокатившаяся по Европе, вызвала новый прирост населения в городах. Это зафиксировали художники 19 века.
Когда промышленная революция прокатилась по Европе, она принесла новую волну роста городов, которая была отмечена художниками в 19 веке, особенно в викторианской Британии.
Таким образом, Уильям Пауэлл Фрит начал рисовать человеческие панорамы в 1854 году, показывая многолюдные пески Рамсгейт. С этой же целью в 1856-58 годах он изобразил людей на скачках в картине «Дербюдаген». А в 1862 году он написал картину «Вокзал», ставшую классическим образцом городской толпы.
Уильям Пауэлл Фрит «Железнодорожный вокзал» (1862).
Станция расположена в многолюдном и оживленном районе Паддингтон в Лондоне. На картине много лиц, среди них есть знакомые и друзья художника, в том числе человек, оплативший его присутствие.
Кроме того, полотно богато изображенными на нем событиями. Например, в центре целуются два человека, видимо давно разлученные. Более интересный случай показан справа: мужчина в коричневом был пойман при посадке в поезд. Мы не знаем, что предшествовало этому происшествию и что было после — то ли его задержали, то ли ему посчастливилось избежать ареста. Такое обилие событий, о которых мы ничего не знаем, заставляет надолго задуматься над картиной.
Уильям Пауэлл Фрит — Рамсгейт Сэндс
Уильям Пауэлл Фрит — День Дерби
Фрейт также был одним из первых художников, использовавших фотографии, благодаря чему он детально прорисовывал отдельные части своих картин.
эдуард Мане (1832–1883), «Музыка в Тюильри» (1862).
В 1862 году Эдуард Мане нарисовал совершенно другую сцену в Париже. Хотя людей, изображенных на ней, вряд ли можно отнести к городской толпе, они являются частью городского населения, передающего атмосферу того времени.
Джузеппе Шути (1834-1911), Погребение Тимолеона (1874), дальнейшие подробности неизвестны.
Незадолго до того, как Ренуар написал «Аудиенцию на Монмартре», Джузеппе Шути завершил впечатляющую массовую сцену «Похороны Тимолеона» (1874).
Тимолеон был великим греческим полководцем, оказавшим большое влияние на историю греческих колоний на Сицилии, особенно города Сиракузы. Его погребальный костер горит на правом переднем плане, готовый кремировать труп, когда его переносят с другой стороны процессии (в центре).
Учитывая, что действие происходит в реальном времени: люди двигаются, тело постепенно переносится из одной части в другую, можно понять, как сложно художнику было запечатлеть самое главное. Скорее всего, Шути понятия не имел, как выглядела первоначальная сцена в 337 г до н.э. Поэтому он мог изобразить эту сцену только на основе собственного опыта. Таким образом, то, что он показывает, вероятно, представляет собой анахроничную комбинацию того, что он думал о Сиракузах в то время, и более современных представлений о таких городских толпах.
Но именно другой итальянец, кажется, первым подробно нарисовал городскую уличную толпу Константинополя в 1877 году.
Альберто Пазини (1826-1899), Базарный день в Константинополе (1877).
На картине «Базарный день в Константинополе» изображен крупный вид на вал, плавно уходящий вдаль. Обилие деталей бросается в глаза, хочется изучить каждый момент, учитывая, насколько педантичен Пазини, изобразивший даже отблески солнца на фруктах.
Толпы, изображенные на картинах, могут многое рассказать не только о конкретном событии на сцене, но и передать атмосферу того времени, отражая быт и быт людей.