Описание картины:
Эта картина является одним из четырех известных женских портретов Леонардо. У нее очень увлекательный сюжет и многозначительный символизм, характерный для большинства картин да Винчи. Даже если не вникать в многочисленные теории о принадлежности титана эпохи Возрождения к различным тайным обществам, сама картина дает большое количество отсылок к различным ассоциациям и каламбурам.
Это полотно довольно сильно пострадало от ряда реставраций и ремонтов. После исследований, проведенных современными методами, было установлено, что под нынешней картиной скрывается несколько принадлежавших кисти Леонардо. Среди них есть вариант, где горностая на картине нет вовсе, и такой, где вместо этого зверька в руках у дамы более мелкий серый зверек. Имеются также факты, подтверждающие, что первоначальный фон картины был синим, а затем с него исчезло изображение двери или окна за левым плечом женской фигуры.
Предположительно, на картине изображена одна из любовниц герцога Сфорца Чечилия Галлерани, но точных документальных подтверждений этому факту нет. Косвенным аргументом считается игра слов в названии животного и фамилии героини на портрете, а также в совпадении геральдического символа на гербе Сфорца с горностаем в руках леди. Однако нет никаких подтверждений того, что на картине действительно изображен горностай, а не куница, белый фуро-хорёк или даже «блошиный мех» — чучело, призванное защищать хозяйку от нападения насекомых.
Эта картина является одним из самых красивых женских портретов. Характерный для Леонардо поворот головы в три четверти позволяет зрителям любоваться исключительной красотой лица дамы. Одета она по принятой в то время моде – чепчик из прозрачной ткани вдоль лба подхвачен особым украшением – ферроньеркой, темные волосы заведены под подбородок, гладко зачесаны и создают некое обрамление для нежное лицо с мягкими чертами. На даме модное платье с большим квадратным вырезом и разрезными многослойными рукавами. Шея и красивая плавная линия на плечах украшены двойной ниткой черного жемчуга.
Особенностью портрета можно считать изображение рук. Для художников это всегда считалось большой трудностью, но Леонардо с его обширными познаниями в анатомии справлялся с такой работой мастерски. Руки Сесилии удивляют своей тонкостью и грацией. Жест, которым она прикасается к меху животного, утончен и необычайно чувственен. Животные от удовольствия прикосновений хозяйки, как домашняя кошка, скрещивают лапы и выпускают острые когти.
Необычна и композиция картины. Поворот головы и направление глаз как женщины, так и животного позволяют представить, что в момент создания изображения их внимание было отвлечено чем-то лежащим рядом с ними. Этот прием создает иллюзию точного, почти фотографического запечатления момента.
Колорит картины, как всегда у Леонардо, богат и благородно сдержан. Однако многие записи не позволяют в полной мере оценить первоначальный замысел создателя.
Другие картины Леонардо да Винчи
Портрет Джиневры де Бенчи
Святой Иероним
Мадонна с младенцем и святой Анной
Мадонна с младенцем (Мадонна Литта)
Мадонна с младенцем (Мадонна Бенуа)
Мона Лиза («Джоконда)
Мадонна в скалах
Объявление
Поклонение волхвов
Крещение Христа
Последний прием пищи
Битва при Ангиари
Витрувианский человек
Иоанн Креститель
Мадонна с гвоздикой
Спаситель мира
Красивая Ферроньера
Бахус
Портрет музыканта