Описание картины:
Последняя картина «Еврейская невеста» признана исследователями самым загадочным полотном во всем творчестве гениального Рембрандта ван Рейна.
Как обычно бывает у живописца, мировую известность картина получила под именем Рембрандта, который сам ей не давал. Подобно «Ночному дозору», «Листок в сто флоринов» и «Еврейская невеста» были названы так более поздними зрителями и учеными. В 1825 году Ван дер Хоп, известный коллекционер из Амстердама, дал и название, и ошибочную интерпретацию сюжета. В частности, он предполагал, что на полотне изображены невеста и ее отец, который в честь свадьбы дарит дочери красивое изящное ожерелье.
Но зритель сразу заметит несоответствия в этой интерпретации. Если под венец идет еврейская девушка, почему ее платье подчеркивает объемный живот, не оставляя сомнений в том, что невеста беременна? И почему мужчина так осторожно наклонился к ней, совсем не по-отечески, и положил руку прямо на ее платье?
Сегодня ученые однозначно сходятся в одном – это пара, муж и жена. Но кем они были на самом деле? На этот счет существуют разные мнения. По одной из версий, Рембрандт изобразил на полотне своего сына Тита и его жену Магдалину. Это объяснение вполне рационально, так как созданию «еврейской невесты» предшествовало написание двух отдельных портретов, сына и невестки, и последующее создание их связанного портрета потом выглядит весьма логичным.
По другой версии, незадолго до смерти мастера к нему приехала молодая пара из еврейской общины (сохранились достоверные свидетельства), некие Абигайль де Пина и Мигель де Барриос с заказом на парный портрет. Они, говорят, отмечают картину «Еврейская невеста».
Третья версия гласит, что в основе сюжета полотна — собирательные образы известных библейских пар — Иуды и Фамари, Исаака и Ревекки.
Кто бы ни был изображен на картине, новаторство Рембрандта заключалось не в выборе сюжета, а в его воплощении. Сразу бросается в глаза, как необычно одеты герои, они как артисты на театральной сцене — красивый мужской костюм, чудесное пышное платье. Роскошное сочетание красного и золотого цветов. Это очень характерный для живописца прием, достаточно вспомнить, как он наряжал Саскию («Флору») или свою мать («Святая Анна») для портретов.
Герои выходят из темноты, хотя это городской пейзаж, а самые яркие, кульминационные элементы — это три руки на фоне платья невесты — рука с гвоздикой у живота, мужская рука на груди и рука героини над мужским. Элегантное сплетение рук, «дышащее» легкими, нежными прикосновениями.
Благодаря неординарному сочетанию черного, красного и золотого образ получился очень оригинальным и ярким. Мастер сначала создавал комнату красками, и только после этого придавал ей объем, вписывая в нее фигуры людей.
В конце жизни, устав от религиозных и мифологических героев, а также от постановочных групповых портретов, Рембрандт создает полотна, в которых персонажи ничего не делают — они просто живут. Так что «еврейская невеста», лиричная и романтичная, нежная и загадочная, всего лишь показывает отношения супружеской пары, полные чувств и заботы.
Другие картины Рембрандта
Единство страны
Автопортрет в 54 года
Урок анатомии
Исследователь в офисе
Возвращение блудного сына
Портрет старика в красном
Даная
Аристотель перед бюстом Гомера
Софонисба берет чашу с ядом
Автопортрет
Автопортрет художника с женой Саскией
Портрет Саскии ван Эйленбург
Автопортрет в 34 года
Ночной дозор
Синдики
Пир Валтасара
Ослепление Самсона
Художник в студии
Польский всадник