Жан-Франсуа де Труа родился в 1679 году в Париже в семье известного художника. Учился живописи у своего отца. В 1699 году они отправили сына Троя-старшего на учебу в Италию, выделив для этого немалые средства. Кроме того, Жан-Франсуа получил королевскую стипендию.
Талантливый юноша вернулся из Рима в 1706 году, вдохновленный картинами живописцев венецианской школы Паоло Веронезе и Джаколо Тинторетто. Уже в 1708 году он стал членом Парижской академии и представил картину «Ниобида».
Карьера художника стремительно пошла вверх: он стал профессором академии, был удостоен звания королевского секретаря, а после смерти директора Французской академии в Риме занял его место.
В 1751 году ему пришлось покинуть свой пост из-за ссоры с влиятельным маркизом де Мариньи. Вскоре после шока Жан-Франсуа де Труа скончался всего за день до своего 73-летия.
Жана-Франсуа де Троя смело можно назвать историческим живописцем, он написал множество картин на мифологические и библейские сюжеты. Одна из таких картин — «Сусанна и старцы».
Картина, написанная в 1715 году, хранится в Музее изобразительных искусств. А.С. Пушкина в Москве, а созданное шесть лет спустя — в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
На картине сильное влияние оказало творчество итальянского художника эпохи барокко Гверчино.
Сусанна и старейшины
Сюжет для картины взят из Ветхого Завета, книги пророка Даниила. В библейском мифе представлена драматическая история, случившаяся с Сусанной, благочестивой и верной женой знатного и богатого купца Джоякина.
В луже ее поймали двое старейшин, от которых ее защищали люди, бежавшие за помощью к фермерам. Старцы, чтобы избежать наказания за свой неподобающий поступок, оклеветали Сусанну и обвинили ее в тайной связи с незнакомцем.
Сусанне грозила смертная казнь за прелюбодеяние, но пророк Даниил осудил старцев за ложь. Когда он задал им вопрос (по отдельности), во время какого дерева произошла встреча влюбленных, он получил два разных ответа. В результате виновные были приговорены к смертной казни.
Да и сам образ подтверждает невинность Сусанны: ее чистый и светлый облик резко контрастирует с мрачными и отталкивающими фигурами похотливых старцев. Черно-белое решение на полотне подчеркивает весь драматизм ситуации.
Образ библейского сюжета начала XVIII века напоминает нам, живущим в начале XXI века, о непреходящих человеческих ценностях: добродетели, верности, чистоте души и тела.