Описание картины:
А.Г. Веницианов в своем творчестве много внимания уделял описанию жизни житий. У него есть несколько полотен, посвященных полевым работам. Один из них — «Жнецы».
Действие в картине очень поэтично. В короткие минуты отдыха фермеры, мать и сын, любуются бабочками, севшими на руку женщины. Возможно, такую сцену Алексей Гаврилович подсмотрел в жизни, прогуливаясь по полям возле своей усадьбы, и она настолько впечатлила художника, что он решил создать такое произведение.
Модели были реальными людьми — крепостными, матерью и сыном (Анна и Захар Степановы). Мы можем видеть мальчика и на другой известной картине Венецианова «Захарка».
«Жнецы» — яркое произведение, наполненное тихой радостью созерцания красоты природы. В композиционном плане Венецианов выводит на первый план фигуры матери и сына, они заполняют почти всю картину и захватывают внимание зрителя. На заднем плане изображены колосья пшеницы.
Хотя сам сюжет несколько идеализирован, как не раз упрекали художника критики, он изображал реальных людей, со своими особенностями, индивидуальным характером. Видно, с какой любовью и уважением их пишет Венецианов.
Лицо мальчика трудно назвать красивым, оно грубовато по-крестьянски, загорелое от работы под палящим солнцем. Но с каким прямо-таки детским восхищением он смотрит на бабочек. Его умное лицо невольно притягивает взгляд. Захара Венецианов изображает тягу к прекрасному и неподдельный детский интерес к окружающему миру. Хоть он и молод, но руки у него уже устали от тяжёлой сельскохозяйственной доли. Но с какой нежностью он обнимает свою мать, сколько нежной любви в этом жесте.
Женщина выглядит усталой, но полуулыбка озаряет ее некрасивое деревенское лицо. Она терпеливо ждет, пока ее сын полюбуется бабочками. Ее взгляд выражает заботу и материнскую любовь. Она смотрит на сына с высоты прожитых лет, и если ему все в новинку, то понимает, что таких ярких моментов в его жизни будет немного. Художник с вниманием к деталям напечатал наряд крестьянки: сарафан, белая рубашка, желтый платок. Не забыла жемчуг и скромное колечко на пальце.
Бабочки нарисованы как живые, вот-вот порхнут и улетят с картинки. Этим подчеркивается преходящее в момент встречи с прекрасным. Серпы в руках крестьян замыкают композицию, очерчивают невидимый круг и акцентируют внимание зрителя на лицах персонажей.
Венецианов изображал крепостных как людей с тонкой душевной организацией, способных испытывать глубокие чувства по отношению к природе и друг к другу. Его персонажи прекрасны внутри, а не снаружи. Неудивительно, что его творчество не встретило достойного признания у современников. Крепостные находились тогда в положении рабов. Тем не менее Венецианов был одним из первых художников, выразивших в своих произведениях силу, достоинство, внутреннюю красоту простого народа.
«Жнецы» преподнесены художником в дар императору Александру I для Эрмитажа. Позднее картина была передана в Государственный Русский музей, где хранится до сих пор.
Другие картины Венецианова
На пашне. Наш
Сарай
Захарка
Крестьянские дети в поле
Девушка в клетчатом шарфе
Крестьянка с васильками
Крестьянка с косой