Описание картины:
На монументальном полотне Давид Тенирс Младший представил себя состоятельным дворянином. Он изображен слева на ступеньке, в нарядном костюме сокольника. На левой руке сидит сокол, правой опирается на палку; у ног гончие. Внимательный, остро направленный взгляд свидетельствует о том, что художник внимательно изучал свое отражение в зеркале. Подобную лепку лица живописца (с карими глазами, большим носом, кончик которого слегка вздернут вверх, небольшими усиками над полуоткрытыми припухшими губами и выдвинутым вперед подбородком) можно увидеть в ранней подписанной «Самописи». Портрет». Этот «Автопортрет», недавно появившийся в искусствоведческой литературе, еще раз подтвердил, что на эрмитажной картине несомненно изображен сам Тенирс.
Действие картины происходит, скорее всего, не в реальном, а в придуманном художником интерьере. Хотя в литературе выдвигались различные предположения: либо это интерьер кухни Тенирса в поместье «Три башни» («Де Драй Торен», или Замок Дрейторен), либо изображение кухни во дворце эрцгерцога Леопольд Вильгельм. Однако, поскольку замок Дритхорен у деревни Перк Тенирс купил гораздо позже, в 1662 году, большинство исследователей склоняются к тому, что на полотне изображена дворцовая кухня эрцгерцога. Однако Тенирс становится придворным живописцем Леопольда Вильгельма и переезжает в Брюссель только в 1651 году, а произведение было создано в 1646 году. Следовательно, это сочиненная композиция.
С точки зрения сюжета, Бабин (1989), а затем Клише (1991) интерпретируют «Эрмитажную кухню» как аллегорию четырех стихий. На полотне Тенирса, как и на гравюре его предшественника Жака де Гейна Младшего (1565-1629), фигура сокольника с соколом олицетворяет Воздух. Чтобы раскрыть подтекст именно этой жанровой фигуры, художник помещает ее под окно, из которого струится вода и свет. Огонь символизируют горелка на столе, очаг печи и изображенные рядом с ним фигуры повара и его помощников. Вода представлена на изображении рыбаками (в центре и справа) с рыбами и морскими животными. В интерпретации Тенирсом четырех элементов фигура сокольника играет двоякую роль. Помимо воздуха, она олицетворяет стихию земли — охотника окружают собаки и дохлая дичь, а к его ногам кладут всевозможные плоды земли (капусту, коренья, яблоки и т д.). В такой интерпретации Тенирс использовал в качестве источника, помимо работы Жака де Гейна Младшего (где Земля обозначена фигурой охотника), гравюру «Земля» Николаса де Брапе (1571-1656)). Последний показывает атрибуты земли в изобилии, подобно деталям натюрморта на плоскости нерва (слева) в Кухне Тенирса.
Встреча святителей Антония Великого и Павла Пустынника
Искушение святого Антония
Аллегория веры
Портрет епископа Антония Триста и его брата Евгения
Групповой портрет членов стрелковой гильдии
Художник в своей мастерской
Пастух и пастушка
Двор фермерского дома
Деревенский праздник
Игроки
Курильщики
Гауптвахта
Флейтист
Дуэт
Крестьяне играют в кости
Прибрежный порт
Вид на окрестности Брюсселя
Пейзаж с пастухами и стадом
Пейзаж с башнями
Урожай (лето)
Пейзаж с деревенской тыквой
Пейзаж с пещерой и группой цыган
Горный пейзаж
Эрцгерцог Леопольд Вильгельм в своей галерее
Сельский праздник в таверне «Полумесяц»