Признанная лучшей картиной в истории искусства в 1985 году, картина Диего Веласкеса в стиле барокко «Менины» (по-испански «фрейлина») почти не поддается определению и описанию. На самом базовом уровне это групповой портрет пятилетней инфанты Маргариты и ее придворных, короля и королевы Испании и самого автора. В то же время это полотно об искусстве, иллюзии, реальности и самом творческом акте, а также требовании к благородству художников и изобразительному искусству в целом.
Работа давно покорила публику своим эффектом натурализма. Критики 19 века видели в этом предвосхищение изобретения камеры с ее эффектом захвата «моментального снимка» момента во времени и пространстве.
Герои и описание картины
Во многом благодаря историку искусства XVIII века Антонио Паломино и его книге 1724 года об испанских художниках мы довольно много знаем о людях и местах, изображенных на полотне. В рамках своего исследования Паломино пообщался с коллегами Веласкеса (сам художник умер в 1660 году), а также с четырьмя из девяти человек, изображенных на произведении.
Показать таблицу
Краткая информация | |
Автор работы | Диего Веласкес |
Альтернативное имя | Семья Филиппа IV |
Год написания | 1656 |
Жанр | Барокко |
Сюжет | Портрет, жанровая сцена |
Материалы | Холст, масло |
Габаритные размеры | 3,20 х 2,74 метра |
Где хранится оригинал | Музей Прадо — Мадрид, Испания |
В центре зала стоит принцесса Маргарита Мария Австрийская, первый ребенок Филиппа IV и его второй жены Марианны. На ней кремовое платье с пышной юбкой и прозрачными рукавами. Ее мягкие золотистые волосы и румяные щеки словно светятся, отражая поток естественного света, пронизывающий изображение. Маргарита — один из немногих моментов легкости во всей композиции.
Инфанта, фрагмент
Непосредственно слева и справа от нее стоят дамы-гвардейцы, которые сопровождают молодую королеву и присматривают за ней в ее повседневной жизни.
Сразу слева от нее стоит Мария Агустин де Сармьенто, которая становится на колени, чтобы предложить девушке небольшой горшок на серебряном блюде; справа мы видим, как Изабелла де Веласко кружится, раскинув руки над пышным платьем.
Мария Агустина де Сармьенто и Изабелла де Веласко
Обе девушки одеты в изысканные наряды, в том числе с бабочками, прикрепленными к их волосам.
Далее справа карлик Марибарбола и придворный шут Николас Пертусато (или Николачито), входивший в состав королевского двора.
Марибарбола и Николас Пертусато
Для Веласкеса было обычным делом изображать этих второстепенных персонажей; их портреты также висели во дворце. Николасито опирается ногой на большую любящую собаку, которую некоторые считают мастифом.
Сразу за менинами находится монахиня Марсела де Ульоа, которая, вероятно, застигнута в середине разговора с неизвестным придворным. Слева мы видим самого Веласкеса, выглядывающего из-за большого полотна. Он носит прекрасный черный костюм, включая плащ и Орден Сантьяго, нарисованный на его груди. Этот символ был знаком его рыцарского звания, которым король наградил портретиста в 1659 году.
Марсела де Ульоа
Посередине задней стены находится открытая дверь, через которую человек то поднимается, то спускается по лестнице и смотрит в сторону зрителя. Это Хосе Ньето Веласкес, камергер королевы, который также возглавлял королевскую гобеленовую мастерскую.
Хосе Ньето Веласкес
Наконец, пожалуй, самый важный аспект — это зеркало слева от Ньето Веласкеса, где мы видим освещенное отражение пары — короля Филиппа и его жены Марианны. Учитывая это, можно предположить, что они стояли там, где стоим мы, зрители, пока Веласкес писал их портрет. Таким образом, Las Meninas изображает момент, когда принцесса и ее окружение вошли в процесс рисования портрета.
Король Филипп и его жена Марианна
Есть и обратная догадка — король заглянул в мастерскую художника, пока тот писал «Маргариту.
Третья теория утверждает, что принцесса отказалась присоединиться к семейному портрету, и за работой ее можно увидеть, как ее уговаривает некая фрейлина.
Загадки и тайны
«Менин» предназначался королю и первоначально висел в его личном кабинете.
Но дата картины усложняет именно то, что Веласкес намеревался сделать с этой массивной работой.
В ранней описи королевской коллекции, составленной после смерти короля Филиппа IV в 1666 году, упоминается картина Веласкеса 1656 года, изображающая Маргариту с ее фрейлинами и женщиной-карликом.
Описание подходило — а так как княгиня родилась в 1651 году, а на полотне ей, видимо, пять или шесть лет, то и даты совпали. Но эта интерпретация осложняется орденом Сантьяго, нарисованным на груди портретиста: известно, что автор не был посвящен в рыцари до ноября 1659 года.
Начиная с Паломино, различные ученые предполагали, что красный крест был добавлен к картине позднее по приказу короля. Паломино считал, что эта работа изначально была частью кампании Веласкеса по достижению рыцарского титула.
Сам художник
Он рассматривал монументальное полотно как образец стремления художника к вечной славе, средство сохранения собственного имени и связи с царской семьей. «Имя Веласкеса будет жить из века в век, пока имя прекрасной Маргариты, в тени которой увековечен его образ», — писал историк.
Полотно хранилось в Королевском дворце до 1819 года, когда его передали в Прадо. Но еще до этого немногие привилегированные люди, видевшие его, отмечали новизну образа артиста рядом с членами царской семьи.
«Эта картина больше похожа на портрет Веласкеса, чем на портрет императрицы», — сказал португальский писатель Феликс да Кошта, увидевший картину в 1696 году. Хотя первоначально она называлась «Семья Филиппа IV», в 1843 году она получила название « Las Meninas», чтобы признать ее статус чем-то большим, чем традиционный семейный портрет.
В наши дни реставраторы, осмотревшие произведение, уверяют, что двух разных слоев краски нет. Таким образом, крест был частью оригинала — доказательством, которое привело к новым теориям.
Хотя большинство ученых продолжают датировать оригинал 1656 годом, Браун предложил скорректированную временную шкалу между 28 ноября 1659 года, когда Веласкес был посвящен в рыцари, и апрелем 1660 года, когда он помогал королю в экспедиции в Пиренеи для встречи с французами.
Учитывая это, автор создал величайшее произведение искусства всего за четыре месяца. Браун утверждает, что Las Meninas был благодарственным подарком королю после того, как Веласкес был награжден Орденом Сантьяго, высшей наградой. Диего дважды пытался поступить в элитный орден, но получил отказ из-за своего статуса художника, несмотря на поддержку Папы и Филиппа.
Дог
В Испании XVII века художники находились на одном социальном уровне с кузнецами или портными, так как им платили за работу, которую они выполняли своими руками. На протяжении большей части своей карьеры Веласкес боролся за то, чтобы поднять статус искусства в Испании до того же уровня уважения и восхищения, что и в Италии.
Недавно была предложена новая интерпретация, которая предполагает, что портрет мог быть заказан в свете каких-то очень специфических обстоятельств. Во время написания «Лас Менинас» наследный принц Бальдассаре Кастильоне погиб в результате несчастного случая, связанного с верховой ездой, а инфанта Маргарита стала единственным выжившим ребенком короля.
Есть предположение, что перед рождением Карлоса II монархия рассматривала возможность подготовки принцессы для управления страной, как королева Швеции Кристина.
Еще одна картина Маргариты
Широко распространено мнение, что сценарий, который мы видим, является воображаемым. Веласкес, конечно, видел каждую из частей полотна своими глазами, но создавал их вместе и плел повествование в соответствии со своими целями. «Факт становится вымыслом, — пишет Браун. Работа является «чисто продуктом воображения художника».
Зеркало — одна из многих давних загадок. Ученые не уверены, отражают ли они настоящих короля и королеву или нарисованный портрет пары, изображенный на полотне, над которым работает Веласкес. Из-за того, как художник играл с перспективой, можно говорить об обоих сценариях.
Анализ
Стилистически «Менины» считаются суммой всех лучших частей ранних картин Веласкеса. Как и его первым бодегонам (жанровым произведениям), полотну свойственна интенсивная, караваджистская светотень, ограниченная и мрачная палитра, фотографический реализм и удивительно свободный, безудержный мазок.
Композиция
Если работа была признана величайшей картиной всех времен, то во многом благодаря необычайной и новаторской сложности композиции. Знаменитая картина Веласкеса на первый взгляд может показаться относительно простой, но при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что это композиция удивительной сложности.
Глубина пространства
План портрета разбит на сетку, состоящую из четырех частей по горизонтали и семи по вертикали. Кроме того, полотно также разделено на семь слоев по глубине. У Лас Менинас самая глубокая и тщательно очерченная комната из всех работ Веласкеса, и это его единственная картина, на которой виден потолок комнаты.
Пространство комнаты изображено как декорация с семью слоями пространства, распределенными через разные промежутки. Первый, самый маленький слой, начинается выступающим холстом слева от плоскости картины и закрывает карлика, наступившего ногой на собаку, справа.
Сочинение
Второй уровень состоит из принцессы и ее служанок, третий — из Веласкеса, компаньона и придворного, четвертый — из задней стены комнаты, пятый — из комнаты за открытой дверью и фигуры Ньето, шестой — от отражения в зеркале, и, наконец, седьмой уровень — это помещение вне плоскости картины, где стоят король, королева и зритель.
Закономерности и связи
Для такой большой многофигурной композиции необходима отличная организация. Веласкес смог навести порядок, используя систему изогнутых и диагональных линий. Фигуры на переднем плане он расположил в виде буквы «Х» с инфантой Маргаритой посередине, подчеркнув тем самым ее важность и сделав пятилетнюю девочку центром композиции.
Одна диагональ создана с коленопреклоненной фрейлиной слева от инфанты, другая простирается от стоящей фрейлины вправо и к сопровождающему и придворному на заднем плане. Третий начинается с Веласкеса слева и спускается через голову Инфанты к лежащей собаке справа.
Композиция и ее центр
Автор умело использует свет и тень, чтобы еще больше упорядочить композицию. С их помощью он создает систему двойных арок, которая еще больше централизует инфанту: одна сверху, начиная с Веласкеса, спускаясь к Маргарите и поднимаясь к Ньето на заднем плане, и одна снизу, созданная дугой на переднем плане.
Само расположение фигур создает узор, который еще больше упорядочивает композицию. Слева — сам автор, за ним в зеркале царская чета, за ними — Ньето, за ним — слуга и придворный. Это создает ритм «мужчина-женщина-мужчина», все эти персонажи стоят над инфантой и тем самым символически защищают ее.
То, что Маргарита изображена почти чисто белой, делает ее еще более заметной, учитывая, что большая часть картины находится в тени.
Рамки
Все персонажи обрамлены реальной комнатой, в которой они находятся, в то время как буквальные рамки существуют в виде холста слева, рамок для картин на задней стене, дверного проема, обрамляющего Ньето, и, наконец, зеркала, обрамляющего королевскую чету.
Последние два наиболее интересны с точки зрения композиционного аппарата, который они обеспечивают. После инфанты это два других фокуса на полотне, они создают эффект «тяни-тяни».
Глубина
Справа открытая дверь манит зрителя представить себе место за ней, а зеркало слева, создавая иллюзию рецессивного пространства, фактически выталкивает зрителя за пределы картинной плоскости, так как отражает то самое пространство, в котором помещается зритель.
Настроение, тон и эмоции
В отличие от других придворных портретистов, Диего избегает хвастовства или маловероятного идеализма, когда рисует королевские предметы. Вместо этого он наполнял свои модели особой человечностью и восхищался тем, что максимально точно передавал различные поверхности и фактуры (волосы, шелк, стекло, зеркала.
Сама композиция носит на себе печать реализма; прерывистые действия персонажей (инфанта в середине поворачивает голову, самый маленький гномик справа дразняще играет с собачкой, которая послушно гримасничает) придают картине сиюминутную атмосферу.
Техника мазков
Издалека произведение кажется удивительно реалистичным, а саму композицию часто называют «моментальным снимком». Удивительно, однако, что Диего умудряется создать этот реализм из самых безудержных и абстрактных мазков.
Вблизи почти невозможно различить формы или контуры: поверхность становится ослепительным зрелищем танцующих, мерцающих мазков краски с нанесенными бликами, напоминающими отраженный свет. Как сказал Антонио Паломино, испанец XVII века: «Это невозможно понять слишком близко, но на расстоянии это чудо!»
Интересные факты
- Принцесса Маргарет была излюбленным сюжетом картин художника. После «Лас Менинас» он несколько раз писал ее портрет по заказу короля.
- Согласно легенде, Орден Сантьяго был написан самим Филиппом IV.
- Царь каждый день видел эту работу перед своими глазами.
- Сейчас работа висит в музее очень низко, чтобы зритель, глядя на нее, мог ощутить эффект присутствия. Полотно завораживает, притягивает и одновременно вызывает мурашки по коже. Герои словно смотрят прямо в душу зрителю.
Изопарафразы
Полотно породило ряд других произведений, копирующих его явно или только по композиции, направлению.
Так Пабло Пикассо изучил его, заперся в своем кабинете, нарисовал 58 своих видений Лас Менинас, Ричард Гамильтон создал гравюру в стиле поп-арт в 1973 году, а Маноло Вальдес 21 бронзовую статую в 2007 году.
«Менины» Пикассо, Ричарда Гамильтона
Маноло Вальдес фрейлина
Пабло Пикассо