Описание картины:
Картина «Осень в Абрамцево» — одно из самых известных и знаковых произведений Василия Поленова. Автор на протяжении всей жизни совершенствовал пейзажную технику, создавал поджанры и находил новые способы выражения. Представленный образ является транслятором новой идеи живописца в композиции — впервые автор отказывается от излюбленного приема противопоставления переднего плана и фона, и разворачивает перед нами всю красочность осеннего леса, выполненную из одной точки.
Замечательное произведение было написано в 1890 году, когда Поленов только что вернулся из Парижа. Главной его задачей теперь было найти хорошее тихое место для своей будущей усадьбы, для этого он вместе со своим другом художником К. Коровиным часто совершал прогулки по реке и любовался живописными берегами. Во время одного из таких странствий было задумано это произведение, и в очень короткое время оно было блестяще исполнено.
Название картины подчеркивает не только время, но и место — это Абрамцево. Это живописное место, расположенное всего в 60 км от Москвы, называют «местом силы» русских художников. А как же иначе, ведь сам Мамонтов с семьей поселился здесь, в прекрасной усадьбе, принимая гостеприимных гостей, столичную интеллигенцию, виднейших людей своего времени. Сюда приезжали погостить и поработать Репин, Суриков, Васнецов, Несторов, Коровин и многие другие.
Василий Поленов также посетил объект для вдохновения и сюжетов. Более того, художник очень подружился с Мамонтовыми, много возился с детьми, учил их ходить на лодке, влюблялся и творил. Здесь Поленов встретил свою любовь, и не раз. Дважды его любовь подвела: в первый раз его тайная возлюбленная внезапно скончалась из-за врачебной ошибки, во второй раз чувства живописца были отвергнуты, но в третий раз он стал счастливым — Наталья Якунчикова, сестра жены Мамонтова, стала преданной женой и близкий друг художника. Здесь, в Абрамцево, они поженились. Более того, Наталья Васильевна Поленова позже создала мемуары, которые назвала наиболее близким им словом — «Абрамцево».
Зная эти факты, рассматриваешь это произведение совсем по-другому, что открывает нам всю красоту заповедного места любимого имущества мастера.
Критики и зрители сразу отметили мелодичность звучания и лиризм картины, хотя произведению свойственна определенная ритмическая строгость в композиционном построении. Однако богатейшее колористическое решение, свежесть красок и некое личное любовное отношение к художнику Поленову превратили произведение в романтическую элегию, восхитительно красивую и звучную.
Ценитель творчества художника заметит, что на этот раз автор не вводил в сюжет человека или другие отвлекающие факторы. Поленов старался максимально точно и тонко передать мельчайшие переходные состояния в природе. Здесь осень уже отвоевала свои права у лета, окрасив деревья в ярко-желтый цвет. Однако в воздухе все еще витает какое-то теплое чувство, которое отсылает зрителя к новым дружеским летним дням. Это ощущение в ясном голубом небе, в неподвижной зеркальной воде, в зеленых, едва заметных пятнах лысой травы на берегу, в тихих деревьях, чью листву еще не взъерошил осенний порыв.
Заслуга необыкновенной реалистичности и тактильности полотна в тщательной технике и необычайно точном подборе цветов и оттенков, тонких переходах и гармоничных контрастах. Ну и конечно же в гениальности создателя картины — только талантливая рука могла вдохнуть жизнь в произведение, создать шедевр, полный чистоты, поэзии, любви и природного великолепия.
Другие картины Поленова
Московский двор
Христос и грешник
Золотая осень
Ранний снег
Заросший пруд
Арест гугенота
Бабушкин сад
Больной
Сновидение
Белая лошадь
Старая мельница
Тивериадское озеро
Хорошо в Нормандии
Русская деревня
Осень на Оке под Тарусой
Галилейское море
Воскрешение дочери Иаира
Монастырь у реки
В лодке. Абрамцево