Описание картины:
Картину «Осенний день. Сокольники» можно назвать одним из самых важных произведений в жизни Исаака Левитана, ведь именно с нее пошла слава живописца.
Все началось с того, что Алексей Саврасов переманил своего юного художника Исаака от Василия Перова на урок природы. Под руководством Саврасова Левитан полностью перевоплотился. Сложная нищенская жизнь начинающего живописца не превратилась в обличительные сюжеты, а, наоборот, превратила Исаака Ильича в тонкого лирика, эмоционального и созерцательного. Именно этого от него и требовал Саврасов: «..пиши, изучай, но главное — чувствуй!» А юный Исаак учился.. и чувствовал, конечно.
Еще в 1879 году появилась замечательная картина, посвященная Сокольническому парку в один из хмурых осенних дней. Девятнадцатилетний студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества сразу привлек внимание публики, а главное, Павла Третьякова. Острый глаз этого выдающегося русского мецената не пропускал ни одного значительного произведения, особенно когда в нем читалась не только техника, но и поэзия красок, сюжета, правды, души, наконец. «Осенний день. Сокольники» соответствовал всем этим параметрам, поэтому неудивительно, что он купил работу прямо со студенческой выставки, что сразу же привлекло внимание общества к автору.
Что мы видим на картинке? Пустынная аллея парка, усыпанная желтыми опавшими листьями. Трава еще зеленая, но этот цвет не такой яркий, как летом, наоборот, осенью он тускнеет. Вдоль дороги растут молодые деревья. Их недавно посадили, поэтому они такие тонкие, с редкой осыпающейся листвой, а местами она и вовсе отсутствует. В отличие от этой молодой поросли, края изображения «окружены» старыми деревьями в парке. Высокий, мощный, темно-зеленый и немного угрюмый. А над всем этим поэтичным пейзажем парят облака, серые и хмурые, создавая ощущение сырого пасмурного дня.
Центральным элементом картины является героиня, но ее присутствие не «крадет» главную роль у природы. Скорее, он действует как своего рода камертон настроения, которое создает этот парк и осенний день. Подобно тому, как Шишкин не имел никакого отношения к медведям со времени своего самого известного произведения, Левитан не является автором этой замечательной одинокой фигуры. Девушку в темном платье, идущую прямо с полотна навстречу зрителю, написал Николай Чехов, русский художник, брат известного писателя Антона Павловича.
Общее настроение полотна грустно-ностальгическое, и этому есть объяснение. Именно в этот период Левитан подвергся первой высылке из Москвы в соответствии с указом, запрещавшим евреям жить в городе. Левитан жил на Салтыковке и помнил любимые пейзажи и с любовью переносил их на холст.
При ближайшем рассмотрении изображения обнаруживается широкий стиль письма – и дорога, и венцы написаны размашистым мазком. Но сделав пару шагов от кадра, все эти широкие мазки сливаются в переливающуюся гладь, а размытость палитры придает пейзажу воздушность.
Еще одна замечательная особенность полотна – звуковая визуализация. Кажется, вполне отчетливо слышны порывы осеннего ветра, но короткие движения, скрип высоких сосен, одинокий шорох шагов по тропинке, шелест листьев.
В этой картине все фантастично и атмосферно. Взгляд упорно цепляется за отдельные элементы, которые выстраиваются в связный, лаконичный, но эмоционально заряженный образ. И последняя деталь — беглый взгляд на название, броское и просторное. Как сакраментальная «Ночь» Блока. Улица. Фонарик. Аптека», у Левитана есть не менее исчерпывающая — «Осенний день. Сокольники».
Другие картины Левитана
Сумерки. Стога сена
Озеро опьянение
Золотая осень. Слободка
Долина реки
Печальный день
Июньский день
Осенний пейзаж
Солнечный день
Березовая роща
Вечер. Золотые мольбы
После дождя. Плес
Маршировать
Тихая резиденция
Тишина
Вечерний разговор, вечерний звонок
Владимирка
Над вечным покоем
Наша большая вода
У бассейна
Деревня. Зима
Урожай дороги в деревне
Золотая осень
Вечер после дождя
Осень. Я
Вечер
Весна в Италии
Сумерки. Луна